Анализ картины Исаака Левитана Ненюфары (Водяные лилии) - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Ненюфары (Водяные лилии)

Анализ картины Исаака Левитана Ненюфары (Водяные лилии)

Исаак Левитан был известным русским пейзажистом, одним из основоположников «пейзажа настроения». В своих работах он раскрывал глубину и очарование скромной красоты природы.

Левитан учился живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 13 лет. Там его наставниками стали Алексей Саврасов и Василий Поленов. «Не надо очень розово представлять себе перспективу изучения живописи», — вспоминал Левитан. — «Сколько горя, усилий, трудов и разочарований, пока выбился на дорогу». В годы студенчества он бедствовал, испытывал и голод, и жуткий холод, когда ночевал зимой на промерзшем чердаке. Эти испытания подорвали хрупкое здоровье художника. Поэтому никогда впоследствии Левитан не писал зиму.

Во время учебы Левитан выработал собственный художественный стиль и начал создавать прославившие его «пейзажи настроения». В них он не только детально писал природу, но и воплощал собственное душевное состояние.

В Астраханской картинной галерее хранится несколько работ Левитана, которые приобрел для коллекции основатель галереи Павел Догадин.

Картина Исаака Левитана «Ненюфары» поступила из Государственной Третьяковской галереи в 1927 году. Она раскрывает техническое мастерство живописца. Полотно сочетает в себе предельно точную, детальную передачу окружающего мира и свежее, яркое колористическое решение.

Чтобы сделать водяные лилии центральным объектом картины, Левитан написал их из лодки, глядя на ненюфары сверху вниз. Поэтому горизонт оказывается за пределами холста.

Крупные листья и лилии, похожие на аппликацию, лежат на водной глади, отделяя воздушное пространство от глубины водоема. Левитан мастерски передал прозрачность воды, в которой видны уходящие вглубь водоросли.

На картине горизонт расположен где-то за её переделами, что создаёт эффект подсвечивания поверхности воды с лежащими на ней листьями ненюфар и цветами.

По местной легенде, рядом с Островно находилось заколдованное озеро, полностью покрытое листьями и цветами лилий. В народе они считались символом борьбы с нечистыми силами, а также помощниками путешественников, которые собирались проделать долгий путь.

На этом озере художник, видимо, нашёл ответы на свои вопросы. Здесь он проводит черту между двумя мирами. Он видел в глубинах озера – тайную жизнь, а над тёмным омутом плавают белые лилии. Существование потустороннего мира художник отобразил через изображение сплетения стеблей растений, прорастающих из подводной глубины до самой поверхности.

Картина была написана на очень близком расстоянии с цветами. Ка позже вспоминала Люлю: «Обычно мы приплывали сюда, на дно озера опускали камень, привязанный к верёвке, чтобы лодку не уносило, и Исаак предавался труду на много часов.

Искусствоведы считают, что «Ненюфары» нельзя отнести ни к пейзажному жанру, ни к натюрморту.