Анализ картины Ильи Репина Сходка - Илья Репин
Анализ картины Ильи Репина Сходка

Анализ картины Ильи Репина Сходка

На данном полотне Ильи Репина Сходка изображена встреча нескольких революционеров. Они нашли укромный уголок, заперлись в темной комнате и обсуждают грандиозные планы. Всего в комнате 13 человек, несколько из них еще совсем дети. Они, несмотря на столь юный возраст, уже готовы бороться за свои интересы. Компания сидит за столом, покрытым белой скатертью. На столе стоят стаканы с чаем и пепельница.

«Сходка» – одна из картин Ильи Репина, связанная с движением народников. Этой же теме посвящены «Арест пропагандиста» (1878; Третьяковская галерея), «Арест пропагандиста» (1880-1889, 1892; Третьяковская галерея), «Перед исповедью» (1879-1885; Третьяковская галерея).

Картина написана в год посещения художником Германии, Голландии, Франции, Испании, Италии. Возможно, именно этим объясняется близость ее стилистики полотнам старых мастеров. Композиция “Сходки” напоминает традиционную иконографию «Тайной вечери» — собрание избранных вокруг стола, связанных общей тайной.

Крупные контрастные пятна света и тени становятся акцентом композиции, подчеркивающим напряженную атмосферу сходки революционеров. Вслед за Рембрандтом художник использует эффект экранированного света, когда его источник частично скрыт. Неслучайно авторское название полотна — “При свете лампы”. Лица в таком освещении предстают смазанными, их индивидуальные черты в основном не различимы. В этом решении также прослеживается влияние картин Веласкеса, которые нравились Репину намеренной неоконченностью.

Хотя “Сходка” не была подготовительной работой для другого полотна и имела немалый размер, Репин называл ее эскизом. Живописец подразумевал широкую беглую манеру письма картины, используемую как художественный прием.

«Сходка» экспонировалась на задуманной Репиным выставке «опытов художественного творчества» русских и иностранных художников и учеников 1896–1897 годов в Санкт-Петербурге. В феврале 1896 года Иван Цветков приобрел полотно у его автора. Хотя небольшой дом коллекционера вынуждал его покупать картины малого размера, для этой работы было сделано исключение.

Лица революционеров показывают нам невероятную задумчивость. Они непрерывно мыслят, обдумывают новый план или, быть может, готовятся к жестокой битве. Вероятно, главным героем на работе является человек с ярко рыжими волосами. Мы не видим его лица – он таинственный, никому не знакомый человек из народа. Нам не важно его лицо, одежда, самое главное – его действия и мысли.

Интересно показан образ революционеров. Илья Репин явно хотел показать, что революционеры – это обычные люди. Они ходят по улицам в типичной для окружения одежде, ничем не выделяются. Единственное и самое главное их отличие от серой массы – у них есть идея. Их разум озарила мысль, которая несет в себе великую силу. Репин не изображает революционеров, как героев. Нет! Для него все бунтари – это просто люди, а силу и мощь они скрывают внутри себя.

Идея скрытности показана художником также с помощью цветовой гаммы. Картина достаточно темная и мрачная. Художник не стал тщательно прорисовывать второй план работы, показывая тем самым размытость, нечеткость и таинственность встречи.

Единственный источник света в комнате – небольшая лампадка, которая стоит на столе. Но нам ее не видно. Мастер не стал прорисовывать саму лампу, он лишь изобразил светлые лица. Вероятно, это еще один прием, которым воспользовался Репин, чтобы показать нам силу революционной идеи. Получается, что источника света на картине нет, но люди яркие, светлые. На их лицах отражается пламя, символизирующее светлую идею.