Анализ картины Игоря Грабаря За самоваром - Игорь Грабарь
Анализ картины Игоря Грабаря За самоваром

Анализ картины Игоря Грабаря За самоваром

Эта картина посвящена быту простого русского человека рубежа XIX – XX вв. и рисует сцену так любимого многими вечернего чаепития. В старину таким посиделкам придавали особое значение и готовились к ним основательно. Собирались самые близкие люди. Стол покрывался скатертью, ставились всевозможные угощения и обязательно разжигался самовар, ради которого все и затевалось. Все это нашло отражение в рассматриваемой картине. Зарисованный Игорем Грабарем эпизод чаепития происходит на закате после долгого дня. Сумерки уже сгущаются в комнате, но последние лучи заходящего солнца еще оставляют свои блики.

Металлический отсвет горячего самовара и легкое поблескивание хрустальной посуды в сочетании с другими деталями выполнены в нейтральной и спокойной цветовой палитре. Никаких четких контуров, цвета незаметно переходят один в другой, создавая единое полотно. И на этом фоне мы видим героиню картины.

За самоваром с чашкой в руках художник запечатлел свою будущую жену – Валентину Микешину, дочь известного художника и скульптора. Образ девушки Игорь Грабарь прорисовал с особенным вниманием. Закатный свет золотит ее убранные волосы и подчеркивает румянец красивого задумчивого лица. Поза героини картины неподвижна и сосредоточенна. За чаепитием всегда царит особая доверительная атмосфера, когда можно разговаривать по душам. Складывается впечатление, что мы сидим по ту сторону стола и собираемся рассказать девушке какую-то историю – настолько внимательно она смотрит на нас с полотна.

Пустой стакан в правом углу усиливает ощущение вовлеченности зрителя в описываемую действительность. Девушка приглашает нас налить себе в стакан чаю, взять варенья из вазочки и разделить с ней таинство вечернего чаепития. И все это происходит в тишине, когда можно общаться вполголоса.

Валентина Мещерина — первая жена художника Игоря Грабаря изображена на картине «За самоваром» в тот час, когда дневной свет переходит в тёмные сумерки. В центре – большой, до блеска начищенный самовар, стеклянная посуда таинственно поблёскивает в темноте. Лицо женщины, сидящей с чашкой, освещено последним лучом уходящего солнца… Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Со своей будущей женой Валентиной Михайловной, бывшей его моложе на двадцать лет, Игорь Грабарь познакомился в имении Дугино, где проживал его друг, тоже художник, Николай Мещерин. Валентина Мещерина приходилась ему племянницей. Девушка происходила из известного рода фабрикантов-текстильщиков, владельцев Даниловской мануфактуры в Москве и имения Дугино в Подольском уезде. Она была настоящей красавицей, её огненные рыжие волосы вмиг свели с ума уже известного художника, и он очень скоро сделал ей предложение… Казалось, семейному счастью ничего не может угрожать.

В семье родились двое детей – Ольга и Мстислав. Жить бы да радоваться, но судьба приготовила им тяжёлое испытание.

Неожиданно у Валентины обнаружили гормональное заболевание и женщина начала терять рассудок. Лечение в известной клинике профессора Казакова, где в общей сложности она провела с небольшими перерывами несколько лет, не дало результатов. Более того, ей стало только хуже. В семью Валентина Мещерина вернулась совсем другим человеком. Столь любимые мужем жизнелюбие и энергия куда-то исчезли. Дома она прожила совсем немного, а потом и вовсе исчезла. Ушла от мужа и детей и все попытки найти её оказались тщетны…

Через некоторое время опекать Игоря и детей стала её родная сестра Мария, которую можно увидеть вместе с рыжеволосой Валентиной на картине «Васильки».

Искусство для Игоря Грабаря всегда было предметом познания и созидания. Ещё будучи ребёнком, Игорь проявил страсть к рисованию и изводил кипы бумаги. Когда мальчишка подрос, стал брать уроки живописи, проводил в мастерской часы напролёт. После – поступил в лицей цесаревича Николая в Москве. Учёба давалась будущему художнику очень тяжело — Игорь был едва ли не самым бедным из учеников и жил на содержании. Однако он находил средства и постоянно посещал различные выставки и галереи.

Особенно его привлекала Третьяковка, где, как известно, можно было бывать бесплатно. Естественно, рассматривая выставленные там картины, юноша и в мыслях не держал, что в будущем получит должность попечителя этой галереи…

Случилось это в начале 1913 года. Именно тогда Московская городская Дума избрала его попечителем Третьяковской галереи — он оставался на этой должности до 1925 года.

В письме матери он написал, что согласился на попечительство потому, что мечтал изучать «… не на расстоянии, не через стёкла, а вблизи, вплотную, на ощупь, с обстоятельным исследованием техники, подписи, всех особенностей» художников.

В сентябре 1913 года он осуществил вызвавшую бурную дискуссию в прессе и даже на заседаниях Государственной Думы реэкспозицию музея. По его предложению были перепланированы некоторые залы, убраны перегородки, щиты. В основу был положен историко-хронологический и монографический принципы экспозиции.

Поначалу эта идея многим не понравилась. Споры шли ужасные, но в конечном итоге его реформы получили поддержку. О чём красноречиво свидетельствует заявление видных деятелей искусства, опубликованное в 1916 году: «… обновление галереи вполне послужило раскрытию того поступательного движения в русском искусстве, какое провидел и утвердил в жизни своей галереи её основатель».

А в 1917 году была осуществлена инвентаризация всего собрания и издан каталог галереи с новыми атрибуциями каждого экспоната — для этого были проведены исследования для установления имен изображённых лиц, проведены обмеры и детально исследованы обороты четырёх тысяч произведений. Большое внимание Игорь Эммануилович уделял пополнению коллекции, приобретая как произведения старых мастеров, так и картины современных живописцев с выставок «Союза русских художников», «Голубой розы», «Мира искусства». Под его руководством была проведена реставрация и расчистка многих живописных полотен, среди которых «Портрет Павла I» Степана Щукина, «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости» Фёдора Алексеева, «На жатве. Лето» Алексея Венецианова, «Пейзаж с животными» Сильвестра Щедрина.

Игоря Грабаря можно смело назвать ключевой фигурой художественной жизни советской России. Неизвестно, как бы сложилась его творческая судьба, если бы не дружба с женой Льва Троцкого Натальей Седовой. Понимая, что подобные отношения могут сильно отразиться на его карьере, и, как знать, быть может и на жизни, художник в самом начале «чистки» сам принял решение покинуть ответственный пост и занялся только живописью. Кстати, в это время он написал портрет девочки по имени Светлана, ставший вдруг стал невероятно популярным.

Сегодня мало кто помнит, но именно Игорю Грабарю принадлежит идея компенсации потерь советских музеев за счёт конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Он сам возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Он стал директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде.

Осенью 1944 года под его руководством был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания). Игорь Грабарь до конца своей жизни возглавлял этот коллектив учёных, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства».

Умер 16 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Что касается детей художника Игоря Грабаря, Ольги и Мстислава, матерью которых была его первая жена, то их судьбы тоже примечательны. Мстислав стал талантливым математиком, а Ольга – биологом. В МГУ на биофак Ольга поступила в 1940 году, а спустя три года добровольно ушла на фронт. На войне служила переводчиком вначале в разведке, после – в стрелковом корпусе. Демобилизовалась из армии в августе 1945 года.

Имеет боевые награды: орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», орден Отечественной войны II степени. После демобилизации окончила вуз и работала в Институте экспериментальной биологии и Институте молекулярной биологии, защитила кандидатскую и докторскую диссертации. Он автор 6 книг и более 120 печатных работ в научных журналах по регуляции размножения клеток и клеточному циклу, а также воспоминаний об отце Игоре Грабаре и рассказов о войне.