Игорь Эммануилович Грабарь – многогранная творческая личность. Он был любим многими за уникальные и очень красивые пейзажи русской природы. Почти всю свою жизнь являлся активным участников и руководителем художественной жизни страны. Отличавшийся трудолюбием и без остатка вкладывая себя в текущие проекты, Грабарь успел реализовать себя в самых разных сферах. Будучи значимым художником, он был знаменитым реставратором, искусствоведом и критиком, активно занимался музейной деятельностью. Несмотря на успешное окончание юридического факультета в Санкт-Петербурге, делом своей жизни Грабарь выбрал путь художника. Во время становления и всю оставшуюся жизнь он будет опираться на творчество Ильи Репина и Андрея Рублева.
Ведущим направлением в изображениях мастера были пейзажи, особенно он любил отображать зимний период. По его словам, именно снежные пейзажи таили в себе неуловимую сказку и необъятное великолепие. Художника привлекали и завораживали «серебряные» одеяния, такие скоротечные и неповторимые в своём явлении. Грабарь отмечает особую многоплановую и видоизменяющуюся картину, которую можно увидеть, наблюдая иней в солнечный день. Одна из его знаменитых картин «Сказка инея и восходящего солнца» была написана во время пребывания на даче. Как признается в своих записях живописец, он буквально был захвачен открывшимся из окна удивительной красоты видом.
Раннее морозное утро, маленькое солнышко, робко пробивающееся сквозь скованные инеем ветви «деревья-сказки» – берёзки. Небо и снег, плотным одеялом укрывший поле, переливаются разноцветными оттенками от кристально-голубых до оранжево-розовых. Немаловажным будет отметить, что картина «Сказка инея и восходящего солнца» была задумана как часть давнишней идеи живописца создать вариацию из двенадцати полотен на тему «День инея». К моменту написания данной картины, у Грабаря была собрана солидная коллекция набросков. Проблема заключалась в требовательности художника – следуя урокам французских импрессионистов, он больше всего ценил «реалистичность и истинность» изображений. Всем сердцем влюбленный в русскую природу, он писал исключительно с натуры, на открытом воздухе.
Удивительное дело, но по завершению работы, Игорь Эммануилович позже в своих записях отмечал вычурность названия картины, которым хотел передать первоначальное ощущение от мига волшебства морозного утра. Помимо всего прочего, не был согласен с одобрительными рецензиями относительно этой работы. Художник считал, что этюд 1906 года намного тоньше и лучше вобрал в себя эмоции, чем последовавшая за ним полноценная картина.
Своей главной ошибкой Грабарь назвал погоней за измельчённостью и дроблением изображения, желая воссоздать эффект сияющего перелива разноцветных бриллиантов инея в первых лучах солнца. Но, в результате, передача светового синтеза и исходного впечатления была утеряна.