Анализ картины Гюстава Курбе Веяльщицы - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Гюстава Курбе Веяльщицы

Анализ картины Гюстава Курбе Веяльщицы

«Веяльщицы» – это работа Густава Курбе, написанная в 1854 году. Она была выставлена в парижском Салоне 1855 года, а затем в 1861 году на так называемой Девятой выставке Общества искусства Нанта, которое затем покупает работу для музея изобразительного искусства города.

«Веяльщицы» будто бы сошли с полотен Милле, однако в картине Курбе вместо патетичности, суровой аскетичности, присущих работам барбизонца, изображающего крестьянок за работой, мы находим очаровательных в своей простоте персонажей, искрящийся колорит, богатое освещение и, конечно, наполненную эротикой атмосферу.

Сезанн, большой поклонник Курбе, был в восторге от этой картины и в одном из писем отмечал: «Заливающий все вокруг желтый свет; большое рыжеватое покрывало, расстеленное на полу; облака пыли, поднимающиеся над зерном; локон, ниспадающий на шею одной из женщин, как на самых чувственных полотнах Веронезе; и руки — эти руки цвета топленного молока, вытянутые руки крестьянки — гладкие, как прибрежные камни… А ведь это позировала его сестра… Ее можно поместить на одну из картин Веласкеса: она чудесно туда впишется, клянусь!..

Какое же все здесь насыщенное и зернистое! Сколько во всем этом жизни! Это действительно впечатляет!». Далее, говоря об этой же картине, Сезанн подчеркивает, что палитра Курбе «пахнет зерном».

Это, без сомнения, высшая похвала со стороны художника, который считал, что для того, чтобы по-настоящему почувствовать картину, на нее нужно не только смотреть, но также… пить, есть, нюхать ее, слушать, короче говоря — вобрать в себя всем телом, всеми органами чувств.

Картина «Веяльщицы» занимает в творчестве Курбе исключительное место, впрочем, как и в истории живописи XIX века вообще. Художник отказывается от использования перспективы, поэтому сцена лишается глубины. Все фигуры кажутся плоскими и изображены на одном плане.

Здесь можно проследить влияние искусства Востока, а в особенности японскими гравюрами. В этом смысле картина «Веяльщицы» становится своеобразной стилистической предшественницей работ Эдуарда Мане или Поля Гогена.

Изображенные на картине две молодые женщины, несомненно, являются две сестры Курбе: Зоэ (изображенная с ситом) и Джульетта (сидящая). Предположительно, мальчиком на полотне, мог быть Дезире Вине, незаконнорожденный сын живописца. «Веяльщицы» являются примером простого реализма, который использовал Курбе в своей работе. В отличие от картин в романтическом стиле, Курбе здесь не использует совершенства линии и формы. Вместо этого мы видим нечистые стены, скучный взгляд на лице девушки и взъерошенные волосы любопытного мальчика.

Курбе видел эту картину как часть целой серии изображений «un tableau de moeurs de campagne», или «картин сельских обычаев», в которую также входит Полотно под названием «Молодые деревенские девушки».

Для обеих картин в качестве моделей выступили сестры художника, что является очевидным фактом, объединяющим полотна, помимо похожей тематики. Курбе наблюдал за простыми людьми своего родного региона, будь то семья, друзья или рабочие, идущие по дороге, и делал их основой своего реалистичного проекта. Светлая атмосфера полотен, привлекала людей, позволяла парижским ценителям искусства погрузиться в атмосферу неясного многим деревенского быта. В обеих картинах мы видим два разных аспекта жизни женщин в маленькой французской деревне.