В 1774 году Гойя начинает работать на королевской мануфактуре гобеленов — живописец расписывает картон, который выступает как эскиз для будущего гобелена.
Картина «Игра в жмурки» относится именно к этой серии работ, написанных на картоне. Молодому художнику вначале поручали лишь эскизы сцен охоты или рыбалки, но с одобрения короля Гойя начал создавать сюжеты из повседневной жизни испанцев. Сегодня кого-то может удивить, что однажды художник выбрал для нового эскиза сюжет игры, но современники мастера очень любили эту забаву, находя ее веселой и занимательной.
Как мы видим на картине не стеснялись этого времяпрепровождения и аристократы — все участники танцующего круга одеты в дорогие одежды, что указывает на их высокое происхождение. Гобелен по эскизу Гойи был предназначен для украшения спальни инфантов во дворце Эль-Прадо, и его художественное решение указывает на популярный в то время стиль рококо.
Мануфактуре Гойя посвятил 18 своей жизни и за это время создал более 60 картин для гобеленов. Часть из этих замечательных гобеленов сохранилась и находится нынче в замке Эскориал недалеко от Мадрида, расписанные картоны же обрели свое заслуженное место в музее Прадо.
Сотрудничая длительное время с Королевской шпалерной мануфактурой, художник на картонах писал маслом разные сюжеты, которые затем ткачи переносили на сотканные гобелены. Одной из таких картонных картин является и «Игра в жмурки».
Живописная сценка аристократических развлечений запечатлена на этом полотне. В центральной части картины несколько молодых мужчин и женщин, взявшись за руки, образовали круг. В середине круга молодой аристократ с завязанными глазами старается длинной деревянной ложкой дотронуться до кого-нибудь из игроков, которые стараются отклониться, чтобы ложка их не коснулась. Эта игра была весьма популярна среди аристократии во времена Гойи. Такая забава считалась занимательной, веселой, интересной.
Люди очень нарядно и дорого одеты – это дворяне, богатые, как говорили тогда, – высокородные. Женщины в светлых, легких платьях, молодые мужчины – в дорогих камзолах. Действие происходит летом. По-видимому, чтобы спрятаться от палящего солнца, от жары, они выбрали место в тени высокого дерева оливы, на берегу озера. Озерная гладь отражает голубое небо с белыми невесомыми облачками, горы, которые виднеются вдали.
Горы словно обрамляют зеркало озера, устремляя свои вершины к голубому небу, упираются вершинами в белые, легкие, пенные облака.
Под деревом, позади участников игры, в правом углу картины лежит расколовшийся напополам камень. Две половинки его похожи на крылья бабочки и лежат в темной густой траве, словно притаившись, тоже прячась.
Играющие веселы, довольны. Им некуда спешить – они наслаждаются друг другом, игрой. Они улыбаются друг другу.
Природа выписана очень четко. Даже небольшие ажурные листья оливы до мельчайших зубчиков на них резко выделяются на фоне белого облака.
В левой части картины темные невысокие горы переходят в голубые, более высокие. Озерная долина окружена всеми этими горами. Интересная деталь: череда белых облаков как граница между голубым небом и такими же голубыми горами, расположенными в глубине картины, на заднем плане.