Анализ картины Франциско де Гойя Колосс - Гойя Франсиско
Анализ картины Франциско де Гойя Колосс

Анализ картины Франциско де Гойя Колосс

В полотне «Колосс» Гойя (1746-1828) создал аллегорию на начавшуюся в 1808 войну с Францией. Общество было напугано кровопролитием. В центре композиции — огромных размеров фигура, свирепо сжавшая кулаки. Этот рушащий все на своем пути гигант олицетворяет собой жестокость войны, несущей разорение и смерть. Появление Колосса, шествующего по землям, касаясь темных небес, вызывает всеобщую панику. Вид разоренной и сожженной французскими войсками Сарагосы, родного города художника, поразил живописца.

Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом. Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа. Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо. Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.

В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.

Анализ картины

Колосс (с испанского можно перевести как «Гигант»), один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек. Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере. Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз. Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.

Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте. Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них. Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.

Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.

Техника

Техника, используемая Гойей в «Колоссе» подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома («черных картин»), однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.

Основным источником вдохновения послужила поэма «Пиренейское пророчество», Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.

Авторство

В июне 2008 года года у главы музея Прадо (Мадрид) возникло мнение о том, что «Колосс» — работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.

Талантливый художник всегда мог так передать через свои полотна все чувства, какие его обуревают, что и спустя столетия почитателей его искусства захватывает страсть, неудержимая радость, моменты любования и умиления, но чаще всего, зрителей картин сковывает панический ужас. Да, Гойя мастер передавать ужасные моменты, на которые способна не всякая фантазия.

Картина «Колосс» тоже зарождает ужас и панику от неизбежности огромной мощи, неизведанной силы, от беспомощности человека перед могучим Колоссом.

Огромное существо, агрессивно сжатые кулаки, недобрый взгляд из-под лохматых бровей – что он несет – защиту ли от бед, или он сам станет причиной мучительного ужаса?

На переднем плане изображены люди и животные, которые пытаются спастись, убежать от могучей и недоброй силы, но, зрителю понятно, что никаким бегством спастись не получится. От этого становится невыносимо.

Такие же чувства зарождались у всего народа и у самого Франсиско Гойя после того, как в 1808 году началась война с Францией. Французы жгли города, несли смерть, горе, беды и неутихающий ужас.

После того, как был сожжен родной город живописца Сарагоса, Гойя испытал небывалое потрясение. Именно ужасы войны, беспощадность, бесчеловечность передал художник в образе страшной, громадной фигуры Колосса.

Правда, некоторые искусствоведы считают, что образ Колосса олицетворял собой силу народа, которая поднималась против французских войск. Сжатые кулаки, напряженное тело – все говорит о готовности к борьбе и сражению. Взгляд гиганта устремлен в сторону, утверждается, что с такой ненавистью он смотрит на Наполеона.

Чья версия является истиной, неизвестно, ясно лишь, что именно испепеляющий страх войны пытался передать художник.