Картина Мунка, которая ранее называлась «Любящая женщина» в настоящее время известна как «Мадонна».
Создавая это полотно, у художника был замысел отразить на нем основные стадии жизни любой женщины: зачатие, воспроизведение потомства и смерть. Поэтому считается, что литография Мадонны является самой первой стадией, на которой изображено зачатие ребенка. Соглашаясь с философской концепцией Шопенгауэра, Мунк считал, что предназначение любой женщины исполнено после выполнения детородной функции.
Литография сильно отличается от классического варианта. В нее добавляется рама, на которой изображены сперматозоиды, а также маленькая, но значимая фигурка – эмбрион в нижнем левом углу.
Литография, датированная 1895 годом, была продана на аукционе в Лондоне за 1,9 миллионов долларов США, став самой дорогой литографией всех времен. Имя покупателя не разглашается – это частный коллекционер из США.
Натурщица, с которой писалась картина, была Дагни Юль – близкая подруга художника. Мадонна Мунка изображена обнаженной, находящейся в экстазе и полностью погруженной в себя.
Максимальное очеловечивание образа Девы Марии, попытка показать ее земное, человеческое величие — вот главная задача, которая стояла перед автором. Известно, что мастер несколько раз менял название этой работы. Среди версий были — «Зачатие», «Любящая женщина». Автор остановился на «Мадонне», чтобы подчеркнуть свое отношение к изображаемой женщине.
Фигура героини пластична и округла, живот подчеркнут особенно, руки схематичны, они словно исчезают за полупрозрачным фоном. Всякий может заметить неоспоримое сходство «мадонны» с античными скульптурными образцами, послужившими источниками для работы.
Вся фигура героини окружена неким сиянием. Создается ощущение некоего внутреннего сияния, магического, загадочного. В цветовом смысле автор очень скромен: оттенки желтого, фиолетового, вкрапления белого и небольшие пятна красного. Колорит отвечает интимной атмосфере сюжета. В поздних версиях мастер добавляет в сюжет некоторые детали в виде человеческого зародыша и т. д. Критика убеждена, что настоящей глубиной и мастерством отличается именно ранняя версия картины, в которой нет ничего лишнего.
Известно также, что, наряду с «Криком», именно эта работа была похищена из музея в 2004 году.
В этом произведении знаменитый норвежский художник воплощает свои собственные трагические чувства и переживания. Глаза женщины полузакрыты и выражают усталость, а черные, распущенные волосы с синим отливом оставляют ощущение опасности и зла. Фон картины также полон тоски и тревоги, вся сюжетная гамма предупреждает о приближающейся угрозе для всего человечества.
Мадонна Мунка очень сильно отличается от классического канонического образа. Единственное сходство – нимб вокруг головы. В этой картине, как и во многих других в своем творчестве, Мунк показывает отчаяние, боль и трагедию человеческого бытия. Любовь и смерть неразрывно связаны в понимании норвежского художника.