Картина Эдуарда Мане Сюзанна - Эдуард Мане
Картина Эдуарда Мане Сюзанна

Картина Эдуарда Мане Сюзанна

В 1849 году Эдуард Мане снова проваливается на вступительных экзаменах в мореходную школу, и семья дает-таки согласие на то, чтобы он стал художником.
Тогда же Эдуард знакомится с голландской пианисткой Сюзанной Ленхоф, которая была старше его на два года.

Эдуард Мане – живописец из столицы Франции, творивший в XIX веке и ставший в те годы признанным родоначальником нового течения в искусстве – импрессионизма. В период зрелого творчества в 1870 году художник пишет портрет жены – «Сюзанна». В целом за всю жизнь ей было посвящено несколько полотен. Но этот портрет выделяется особым мастерством кисти, крупным планом и новаторством стиля.

Сюзанна Леенхофф была знакома живописцу с ранней юности. Они узнали друг друга во время визитов девушки в дом Мане для преподавания уроков музыки в 1849 году. Молодая пианистка была старше художника на два года. Плодом зародившихся отношений спустя 3 года стал сын – Леон. Влюбленным приходилось скрывать свою связь перед общественностью. Поженилась пара лишь в 1863 году.

Эдуард рано проявил тягу к рисованию. Как это часто бывает, родители сперва не поддержали сына. Но после неудачных попыток поступить учиться на мореплавателя и привезенных из путешествия удачных художественных зарисовок, отец Мане сдался. Чтобы не погубить талант академизмом, начинающий мастер пошел изучать тонкости живописи в мастерскую Кутюра. Но избежать давления академических традиций не удалось и с частным преподавателем.

Эдуард заглядывал в будущее, жаждал творческих экспериментов и свободы от правил классицизма. Частые разногласия с учителем спровоцировали прекращение уроков. Мане ушел в свободное плавание, за что позже «поплатился» мировой славой.

Портрет «Сюзанна» Эдуарда Мане выполнен удивительно тонко. Все внимание и весь свет отдан лицу героини. Задний план лишен предметности, представляет собой темный сероватый фон. Очертания верхней части туловища натурщицы написаны в духе карандашных зарисовок, они также серы и невзрачны. Лишь белеющий воротничок аккуратно обрамляет лицо жены. Взгляд ее спокоен, задумчив, а в самих глазах – печать загадочной живой души женщины.

Сюзанна приходила в дом Мане в качестве учительницы музыки. Плодом их тайной связи стал сын, родившийся 29 января 1852 года. Официально мальчик значился под именем Леона-Эдуарда Коэлла.

На Ленхоф Мане женится только в 1863 году. Шарль Бодлер так писал в октябре 1863 года одному другу: «Мане только что поделился со мной удивительной новостью. Сегодня вечером он едет в Голландию, чтобы вернуться назад со своей женой. … она, по рассказам, красива, очень обходительна и прекрасная пианистка.»