Анализ картины Сергея Иванова Расстрел - Русские художники
Анализ картины Сергея Иванова Расстрел

Анализ картины Сергея Иванова Расстрел

«Расстрел» — историческое полотно не революционную тему, написанное в 1905 году русским художником-живописцем Ивановым Сергеем Васильевичем.
На картине изображена сцена расстрела участников Декабрьского восстания 1905 года. Художник Сергей Иванов был свидетелем и участником тех событий — сочувствуя бунтовщикам, он оказывал медицинскую помощь студентам-мятежникам, раненым в ходе боёв против солдат, вовлечённых в подавление восстания.
Существует популярная конспирологическая теория, будто бы Иванов заложил в свою картину некий «секрет»: это аргументируют тем, что тело убитого мужчины на переднем плане очень похоже на человеческую голову, повёрнутую на 45 градусов.

Картина никогда не публиковалась самим автором, он даже скрывал её от близких родственников — вероятно, чтобы не настраивать против себя правительство Российской империи. Художник С. В. Иванов умер летом 1910 года — вскоре после его смерти, картина «Расстрел» была найдена вдовой художника.

Художник оставил работу без названия, не указав его на полотне. Картина была выставлена на посмертной выставке художника под названием «Эскиз» (хотя полотно и является законченным). Уже после Октябрьской революции, картина была прославлена Советской властью под названием «Расстрел» — картина, а также история её создания, активно применялись в агитации против былой царской власти.

Время было трудное: Россия проиграла войну с Японией. Недовольство царским правительством объединяло разные слои общества, а слабость и неумелые действия властей увеличивали веру в успех восстания. После его поражения многие знаменитые художники, например Репин и Серов, создали произведения на эту тему, причем все работы пронизаны сочувствием к побежденным. Картину, о которой пойдет речь, Иванов не показал даже своим близким. Поэтому неизвестно точно, как он хотел ее назвать.

Талантливый художник умер в 46 лет от сердечного приступа летом 1910 года у себя на даче в деревне Свистуха на берегу речки Яхромы. Картину обнаружила жена художника и показала ее на посмертной выставке под названием «Эскиз», хотя это законченная работа. Название «Расстрел» картина получила уже при советской власти. В 1924 году была выпущена цветная почтовая открытка, которая впоследствии многократно переиздавалась.

На полотне мы видим большую пустынную площадь, покрытую снегом. Слева — шеренга солдат с ружьями, окутанными дымом от выстрелов. Справа и ближе к зрителям — толпа демонстрантов с одиноким красным флагом на заднем плане. На белом снегу — двое убитых: мужчина и женщина.

Ни в одной из книг о художнике Сергее Иванове не сказано, что в картине «Расстрел» спрятано второе изображение. О тайне знают сотрудники музея да некоторые коллекционеры почтовых открыток. От них я и узнал, что если смотреть на картину сбоку или повернуть ее на 45 градусов, то фигура лежащего на снегу рабочего превращается в человеческую голову. Но чью? Мне называли фамилии генерал-губернатора Москвы Дубасова и обер-полицмейстера Трепова, имена императоров Николая II и Александра III. Быть может, серьезная экспертиза даст более точный ответ на этот вопрос. Но важно другое: совмещение двух образов получилось случайно или было задумано? В том, что художник спрятал второе изображение сознательно, меня убедила одна особенность картины. Сначала я заметил ее сам, а потом мое наблюдение подтверждали все, кто был знаком с секретом или кому я его показывал. Эта особенность заключается в том, что, узнав «тайну», когда бы вы потом ни смотрели на картину, вместо фигуры рабочего на снегу видите только голову!

Картина интересна широкому кругу зрителей не только с точки зрения ее исторической ценности (автор принимал непосредственное участие в событиях декабря 1905 года), но и присутствием в ней второго смысла.

Если изменить угол зрения и внимательно рассмотреть ближнюю мужскую фигуру, уткнувшуюся в землю, то волшебным образом на ее месте обнаруживается… голова мужчины с небольшой бородкой клинышком, длинным носом и прикрытыми глазами. Художник не расшифровал свою задумку, не оставил ни письменных ни устных объяснений, такому феномену.

Все предположения о “прототипе” загадочной головы высказывали эксперты-исследователи творчества Сергея Иванова. Во внешности находили сходство с главными московскими жандармами – Треповым и Дурново, намекали на якобы узнаваемые черты императора Николая II. Но версии так и остались лишь предположениями.

Вторая особенность произведения – отсутствие авторского названия. Холст был озаглавлен уже после победы Октября, и часто использовался новой властью в качестве доказательства жестокости и произвола царского режима.

Картину автор при жизни не выставлял на обозрение широкой публике – вероятно из опасений автора о возможных политических репрессиях со стороны властных структур. Много лет полотно хранится в мемориальном музее “Пресня”, г. Москва.