Дмитрий Жилинский вообще не похож ни на одного художника и какие-либо представления относящиеся к ним. Причем работы мастера отличается как своей манерой, так и внутреннем наполнением духовности картины относительно своих профессиональных и бытовых привычек.
Если внимательно всмотреться в работу, сразу станет видно, что каждый герой на полотне, является главным и отмечен будто некой печатью индивидуальности и избранности.
Каждый персонаж далек от бытовой прозы и проводит свою жизнь по каким-то непримечательным, но очень важным законам. По-видимому, все это делается только для того, чтобы прожить свои счастливые часы, до «призыва к Аполлону».
Можно подумать, что все остальное время герои пребывают в состоянии неопределенности и растерянности, при этом поражая всех окружающих своей необычностью, и чудаковатостью поступков.
Несмотря на всю кажущуюся первую простоту работы, на самом деле, картина намного сложней к восприятию. Изначальная скрупулезность к большому количеству мелких деталей, способна ввести в заблуждение и вызвать тем самым совершенно не те ассоциации, которых добивался мастер. Некоторые зрители видят исключительно иллюзорную передачу натуры.
Но если вникнуть и понять какие скрытые шестеренки управляют этим механизмом и по каким приемам происходит работа выбранная мастером, можно будет понять целый ряд его картин.
Все приемы подчинены одной целостности картины, что затрагивает глубокие философские умозаключения. Причем все это очень сочетается с максимальной точностью воссоздания натуры.
Благодаря этому парадоксу, мастер смог создать и показать свой уникальный и неповторимый мир, где так удачно сочетаются, казалось бы несочетаемые на первый взгляд вещи, образы, эмоции, где каждый герой, будто рассказывает свою историю зрителю.
В 1970-е годы наряду с портретами и сюжетными композициями малого формата, отсылающими к традициям Северного Возрождения, художник продолжает создавать и большие работы, столь же внимательно подходя в них к нюансировке деталей, из которых слагается целое. Одним из ключевых произведений Дмитрия Жилинского этого десятилетия стала картина «Воскресный день». Мотивы вечного цветения природы и полноты жизни человека нашли отражение в этой композиции, где каждая деталь живописует торжество и изобилие сущего.
«Сюжет прост: девушки отдыхают в лесу. Но теперь взгляните: они у меня вписаны в квадрат. А сам этот квадрат находится на фоне круга — куста бузины. Теперь обратите внимание на углы: там у меня тоже есть зацепки. И есть еще диагональная система — от перекатывающейся девочки до кричащего мальчишки. – так комментировал построение композиции сам автор. – Объяснить, зачем все это, мне трудно. Видимо, у меня есть какое-то представление об организации живописного пространства. Вот я и добиваюсь своего идеала».
Для каждого героя этой гармонично построенной, полифоничной по своему звучанию картины художником был выбран реальный прототип. Центральная группа девушек включает портреты Мариам Сухановой (в красной майке), Ольги Жилинской (в белом платье; она же делает колесо на первом плане), Дарьи Шаховской (стоит спиной к зрителю с поднятыми руками), Кати Серовой, правнучки художника В.А. Серова (в желтом платье), Кати Федоровой (с темными волосами), Ани Меркуловой (с рыжими волосами), Наташи Шаховской (в бордовых брюках). Героиня в правом нижнем углу была написана с Кати Голицыной.
Все персонажи второго и третьего плана также портретны. Из куста бузины выглядывают двое ребят: Ваня Голицын и Вася Жилинский (в красном). Слева в плетеном кресле сидит художница Елена Коровай. За ней стоит Ваня Шаховской. Группу вдалеке слева составляют фигуры Людмилы Кардашовой, Адриана Ефимова и его жены Екатерины. Группа справа включает изображения Иллариона Голицына, его жены Натальи, Лавинии Бажбеук-Меликян и, возможно, Нины Жилинской (если судить по абрису фигуры, т.к. лицо закрыто). Эта «портретная основа» картины сообщает ее прочтению неожиданный аспект. Сцена отдыха на природе, вобравшая в себя героев разных возрастов, становится отражением ближнего круга Жилинского — содружества творческих личностей, связанных с традициями «Красного дома» в Новогирееве. Он был построен еще до войны Владимиром Фаворским, Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым, а позднее здесь поселились и семьи молодых художников, перенимавших опыт мастеров старшего поколения.
1970-е годы – пора творческой зрелости Дмитрия Жилинского, нашедшего и утвердившего свой собственный стиль и живописный метод. Примечательно, что работа над картиной «Воскресный день» совпала для художника с началом нового жизненного этапа. Год её создания отмечает дату переезда семьи Жилинских из «Красного дома» в собственный дом в Новобутакове, ставший для них — вплоть до конца ХХ века — уникальной творческой мастерской.