Анализ картины Бориса Кустодиева Пасхальный обряд - Кустодиев Борис
Анализ картины Бориса Кустодиева Пасхальный обряд

Анализ картины Бориса Кустодиева Пасхальный обряд

Кустодиев, сумевший сочетать в своей работе классические традиции с национальным идеалом народного искусства, не отказывался и от новшеств, созданных модерном и импрессионизмом. Полотно наполнено яркими световыми контрастами и изысканностью декоративной стилизации внешней формы. Художник будто выражает восхищение исчезающей ярмарочной и купеческой культурой народа. Тема народных праздников нашла отражение во многих произведениях автора.

«Пасхальный обряд. Христосование» (1916). Произведение выполнено темперой на бумаге, наклеенной на картон. Яркие, нарядные краски передают праздничное настроение купца, принимающего поздравления от нарядно одетой супруги. За ними богато накрытый стол, который так и ломится от снеди.

Кустодиев сумел передать настроение важнейшего христианского праздника в небольшой, но запоминающейся работе. Она выглядит как настоящее поздравление к празднику, а изображенный на обоях рисунок «рога изобилия» — как доброе пожелание России, уже вступившем на путь нелегких перемен. Работа получена в 1927 году из Третьяковской Государственной картинной галереи. Передана в собрание Астраханской картинной галереи для увековечивания памяти художника в его родном городе.

На картине Бориса Кустодиева Пасхальный обряд изображена народно-церковная традиция целования во время поздравления с праздником Пасхи. Действие сюжетной сценки происходит в купеческом доме. Молодая девушка целует мужчину, по возрасту годящегося ей в отцы. Ему это доставляет удовольствие: выражение лица умиленное. Лица девушки зрители не видят, однако заметно ее смущение, которое художник подчеркивает порозовевшей кожей.

Тщательно выписаны детали, к которым у живописца особенное отношение. Купец одет в верхний длинный кафтан черного цвета, обут в блестящие начищенные сапоги. Прическа с прямым пробором и борода также свидетельствуют о его социальном положении. Девушка по случаю праздника одета в нарядное шелковое пышное платье красного цвета с отделкой черной тесьмой, которое украшено белым кружевным воротничком. Аккуратно уложенные в прическу русые волосы на голове прикрыты кокетливой шляпкой. Дополняет наряд молодой особы накинутый на плечи расписной яркий платок с бахромой в розовых и зеленовато-желтоватых тонах.

Мужчина уже приготовил для вручения пасхальный подарок – крашеное яйцо, которое он держит в руке. Стол накрыт по-праздничному: на нем есть все традиционные для Пасхи блюда. Красуются два кулича, украшенных цветами, и освященная обычаем творожная пасха. Рядом расположено большое блюдо с целой горкой крашеных в разные цвета яиц. Жареный поросенок и ваза с черной икрой говорят о достатке в доме. Возле стены с узорными голубыми обоями и висящей наверху картиной выстроилась на столе целая батарея домашних наливок. Все предметы выписаны с натуралистической точностью.

В картине монументально изображенного праздничного народного обряда соединились лубочные традиции с высочайшей музейной классикой. Зрителя увлекает провинциальная атмосфера народных обрядов и ритуалов.