Картина Бориса Кустодиева «Сирень» — это одновременно и прекрасный весенний пейзаж, и трогательная сцена из человеческой жизни, и семейный портрет. Главной героиней полотна стала жена художника Юлия. Супругу живописец запечатлел в тот момент, когда она вышла на улицу, держа на руках маленькую дочь Ирину.
Картины художника Бориса Кустодиева не сложно узнать по его уникальному стилю их исполнения. При работе он пользовался мягкими, но яркими красками, применял белила, в результате чего его полотна запоминались специфической цветовой гаммой и необычными композиционными приемами.
Кустодиев очень любил изображать простые и светлые сцены из человеческой жизни: трудовые будни, народные праздники или просто погожие деньки. Нередко на своих картинах автор описывал реальные моменты из собственной жизни. Полотно под названием «Сирень» одно из них.
Перед взором зрителя открывается картина ясного дня, пришедшегося на конец весны. Солнечные лучи щедро одаривают землю, согревая и освещая все вокруг. Сочная зеленая трава, деревянный дом и изгородь, а также раскидистый высокий куст сирени наполняют воздух неповторимыми чистыми ароматами, какие бывают только в селах. По распустившимся кудрявым цветам сирени понятно, что действие происходит в начале мая.
Из приоткрытой калитки выходит красивая молодая женщина, держащая на своих руках маленькую дочку. Такой чудесный денек самое время для прогулок с ребенком на природе. Белоснежное платье с пышной юбкой, воротником и рукавами придает ее образу возвышенности и изящества. Густые русые волосы женщины убраны наверх в аккуратный пучок.
Малышка, находящаяся на материнских руках, также одета в пышное светлое платьице в голубую полоску. Белый чепчик защищает ее голову от временами припекающих лучей весеннего солнца.
Семья была великим счастьем в жизни художника Кустодиева. На этом полотне, в 1906 году, он изобразил свою любимую жену Юлию вместе с их маленькой дочкой. Наверное, поэтому в картину вложено столько трогательных эмоций. Чувства нежности, заботы и тепла непременно начинают передаваться и зрителю, смотрящему на картину.
Женщина одета в длинное белое платье с высоким воротом. Её каштановые волосы собраны в аккуратный пучок. Ирине на вид не больше трёх месяцев. Тем не менее малышка уже тоже наряжена в роскошное платье с голубыми волнами на подоле. На голове у крошки белоснежный чепчик с оборками.
Юлия и Ирина изображены за воротами живописного сада, который они только что покинули, отправившись на прогулку. Позади осталась резная деревянная ограда, справа видна жёлтая стена загородного коттеджа семейства Кустодиевых. Но неизменно внимание зрителя привлекает расположенная за забором высокая сирень.
Она, без сомнения, тоже является полноправной героиней полотна, и именно в честь неё названа эта работа Кустодиева. Сирень благоухает роскошными красками. Её свежие зелёные листья по-весеннему сочны. Ветви растения большими пышными гроздями украшают яркие фиолетовые цветы.
Их нежный оттенок изящно гармонирует с цветом платьев Юлии и её дочери. Дополняют композицию солнечные блики, которые, прорываясь сквозь густую тень погожего весеннего утра, игриво ложатся на одежду героинь и золотят верхушку куста сирени.