Кустодиев быстро формировался как художник, много работал в портрете, писал и рисовал близких, писателей, художников… Портреты Билибина, историка Д. Л. Мордовцева, гравера В. В. Матэ, помещика А. П. Варфоломеева, жены художника – Ю. Е. Кустодиевой сразу вошли в историю отечественной портретной живописи. Написанные широко и элегантно, выдержанные в светоносной гамме серебристо-охристых тонов, порой фрагментарные по композиции, правдивые и острые в передаче характеров моделей, они представляют собой замечательные образцы русского импрессионизма. Молодой художник индивидуально претворил в них уроки А. Цорна и находившегося в зените славы В. А. Серова.
Б. М. Кустодиев создал новый стиль написания портрета. Его работы напоминают картины с полноценным сюжетом. Взгляд приковывает не только изображение человека, но и обстановка.
Художник очень любил рисовать свою семью. Такой семейной работой и является портрет его жены Кустодиевой. Художник изображал членов своей семьи в разных жизненных ситуациях. Таким образом, он демонстрировал любовь к родным и близким.
На картине Бориса Кустодиева изображена супруга Б. М. Кустодиева в спокойной домашней обстановке. Она сидит в саду, виднеется часть дома и забор. Вокруг буйная растительность, что свидетельствует о теплом летнем дне. На первом плане изображена собака. Семья художника любила животных, автор часто изображал их на своих полотнах.
Видно, что собака привязана к хозяйке, она смотрит на нее и хочет, чтоб ее погладили. Женщина сидит расслаблено. Создается впечатление, что супруга отдыхает в саду в теплый летний день. Она сидит на деревянной скамейке за столом. Взгляд женщины такой глубокий, ее глаза источают добро, а губы расплылись в легкой, едва уловимой, улыбке. От картины веет уютом.
Художник очень реалистично передал образ своей жены. Ее бесконечную доброту и надежность. Картина отображает чистоту женской натуры, гармонию и любовь. Супруги жили счастливо и нельзя не заметить удовлетворенность женщины своей семейной жизнью.
Своими картинами художник фиксировал изменения, которые происходят в семейной жизни. Он очень точно передавал меняющуюся с годами внешность своей супруги. Она всегда была для него верной спутницей жизни.
Последние годы жизни Б. М. Кустодиев находился в обездвиженном состоянии, жена была его всем миром. Она исполняла обязанности делового агента и продолжала успешно вести домашнее хозяйство. Свое теплое отношение к супруге мастер передал через холсты.
Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным «чувством семьи». От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. В течение всей жизни – в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях – с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей – Кирилла и Ирины. Многочисленны – от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года – изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел – его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага