На этой картине мы видим несколько женщин и много мужчин, которые участвуют в пиршестве. Событие происходит в богатом боярском доме, многие гости уже пьяны. Женщины стоя немного в стороне от общего веселья и держа в руках чарки с напитками. Что же происходит на этой картине?
Художник Владимир Маковский назвал своё полотно «Поцелуйный обряд», а чтобы лучше понять его, следует обратиться к истории.
В далёкие времена на Руси было множество традиций и обрядов, большинство из которых не дошли до наших дней. Одним из таких был так называемый поцелуйный обряд. Он появился не ранее XVII века, поскольку до этого периода женщины из знатных семей жили очень замкнуто, общаясь лишь с ближайшими родственниками.
Обряд состоял в следующем: после пиршества к гостям выходила супруга хозяина в окружении нескольких служанок. Она надевала свои лучшие наряды и преподносила гостю чарку с вином, предварительно прикоснувшись к ней губами. Пока гость пьёт, хозяйка уходит, чтобы переодеться, после чего подаёт кубок следующему гостю.
В далекие времена, на Руси было большое количество обрядов и традиций, которые несли в себе глубокий смысл для народа того времени, передавались из поколения в поколение и строго соблюдались всеми жителями. Изображение К. Е. Маковского «Поцелуйный обряд» создана по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный». Параметры картины 300 х 500 см, холст, масло, 1895 г.
Автор изобразил поцелуйный обряд – ритуал, с помощью которого хозяева чествовали своих гостей выражая им свое почтение. Появление данного ритуала датируется примерно 15 – 17 вв. После богатого обеда жена хозяина дома выходила к гостям со своими дочерями и слугами. Для проведения обряда она наряжалась в лучшие наряды и украшения для того, чтобы преподнести гостям чашу с напитком. Прислонившись губами к чаше, она давала ее гостю. После того, как гость выпьет содержимое, ему нужно поцеловать хозяйку и ее дочерей в щеку.
Художник очень точно, выражено и ярко изобразил ритуал. Картина написана в ярких и светлых красках. Описанные на картине действия проходят в роскошном зале. В центре сюжета праздничный стол, за которым сидит хозяин дома и его гости. По всей видимости, застолье подходит к концу и пришло время для обряда. Супруга хозяина вместе с дочерями стоят в стороне, стараясь не поднимать взгляд на гостя дома, они готовы к обрядному поцелую, тем временем гость уже тянется к чаше наполненной напитком. Супруг и его приближенные внимательно наблюдают за женщинами.
Маковский написал потрясающую картину, шедевр в русской живописи, которой восхищались и будут восхищаться многие поколения после нас.
Так описывал обряд австрийский посол Августин Майерберг в 1661 году:
«Всегда входит в столовую и жена хозяина в самой нарядной телогрее и во всем женском убранстве в сопровождении двух или многих прислужниц; она подает знатнейшему из собеседников чару водки, омочив в ней края своих губ. А пока пьёт он, она поспешно уходит в свою комнату, надевает на себя другую телогрею и тотчас же приходит назад для исполнения такой же обязанности к другому собеседнику.
Повторив этот обряд с каждым из прочих гостей, потом она всегда становится у передней стены: стоя там с опущенными на пол глазами и сложив по бокам свешенные вниз руки, она отдаёт терпеливые уста поцелуям собеседников, которые подходят к ней по степени своего достоинства и от которых так и разит неприятным запахом всего, что они ели и пили…»
Судя по всему, для хозяйки дома обряд был не из приятных. Историки считают, что его исток не имеет славянских корней, а был заимствован у иностранцев.
Именно такой обряд и изобразил Маковский на своей картине. Он подсмотрел сюжет для неё в историческом романе Алексея Толстого «Князь Серебряный», который был написан в 1863 году. В произведении описывается «поцелуйный обряд» во время застолья в доме опального боярина Морозова. Его молодая супруга Елена должна была выйти к гостям — посторонним мужчинам — и поцеловать каждого, предварительно поднеся ему кубок с вином.