Кустодиев всегда писал богато. То есть его полотна были всегда яркие, красочные, сочные. Открытые по максимум, с чистым русским раздольем. Он часто подмечал такие тонкости русского бытия, которого порой никто ранее не замечал.
Художник редко когда обращался к портретному направлению. Но если он это делал, то получались мастерски точно исполненные лики. К примеру, этот портрет «Купец, считающий деньги».
Можно сказать, что это скорее иллюстрация к знаменитой «Маленькой трагедии» Пушкина «Скупой». Хотя человек на полотне чисто русский вариант, но всё же…
Смотрите какой у него взгляд. Масляный, но в то же время, твёрдый – не отдам! Это далеко не усталый труженик, хотя работать в лавке тоже приходится. Иначе бы не смог бы он заработать состояние и жить так припеваючи. Богатый жилет, цепочка с часами, окладистая борода — всё выписано идеально. А руки? Это не усталые руки. Это уже достаточно холёные руки прижимистого человека, потому что что-то подсказывает, что он весьма жаден. По крайней мере, рука, положенная на деньги, дескать, всё моё – никому не отдам, о многом говорит.
Но с другой стороны без вот таких вот купцов не сложилась бы Россия того времени. Достаточно вспомнить, что в 1913 году Россия вышла на первое место по экономическим показателям. А купцы как раз те самые маленькие винтики, которые двигали экономику к лучшим временам. Правда вскоре это всё рухнуло и обесценилось. Но пока, во всяком случае, на полотне мы видим сытого ухоженного купца, который зарабатывает достаточно, чтобы прожить какое-то время безбедно.
Кустодиев всё-таки больше пейзажист или же жанровый художник. Достаточно вспомнить другой полупортрет «Купчиха за чашкой чаю». Это даже скорее жанровая сценка, где главная роль отведена ей – дородной, благородной крови, купчихе.