Непорочное зачатие представляет собой если не самый важный, то наверное один из самых важных моментов не только в Библии но и в христианской вере, а также во многих произведениях великих художников, коим и является знаменитый Мурильо.
Исходя из христианской веры, сын Божий, является одновременно и полностью божеством и полностью человеком. Начало земной жизни Христа, начинается именно с непорочного зачатия, что, по-видимому, очень волновало художника, так как он неоднократно возвращался к этой теме. Стоит отметить, что несколько музеев имеет еще версии этой картины руки мастера.
Эта картина Бартоломе Эстебано Мурильо Непорочное зачатие относится к числу типичных барочных изображений святых, во множестве написанных художником за свою жизнь. Но полотно немного удивляет своей трактовкой привычного библейского сюжета. Чаще всего, непорочное зачатие представало перед зрителями в виде Благовещения — явления ангела Деве Марии с известием о том, что ей суждено родить Спасителя. На этой же картине сцена больше напоминает другой известнейший сюжет — вознесение Богородицы.
Фигура Девы Марии размещена в центре композиции и со всех сторон окружена множеством обнаженных детских фигур — ангелочков-путти, столь любимых живописью эпохи барокко. Богоматерь опирается ногами о полумесяц — символ ее божественной сущности и непорочности, знак Царицы Небесной.
Одета Дева Мария в длинное белоснежное платье без декора, на которое асимметрично накинута темно-синяя накидка, красиво драпирующаяся вокруг ее тела. Руки скрещены на груди, а глаза возведены ввысь, лицо выражает и благоговение перед волей божьей, и предчувствие грядущих страданий. Голова ее окружена сиянием.
Фигура Богоматери выделена не только композиционно, но и при помощи света и цвета. За спиной Девы Марии цвет приобретает красноватую окраску, что выгодно выделяет ее фигуру, словно заставляя светиться. По краям же картины, в диагональном направлении, фон становится темным, приобретает холодные глубокие оттенки. Этот прием позволяет придать еще больше движения и выразительности изображению.
Стоит только один раз, взглянуть на данное произведение, как становится ясно, почему художнику дали прозвище «Рафаэль из Севильи». Любимые чудесные видения, очень ярко и эффектно смотрятся в особенно крупных и объемных композициях.
Этот тип религиозной картины основан на базе непорочного зачатия католического догмата. Но сам образ девушки напрямую связан именно с Девой Марией, которая встречается в испанских культах, который изначально намного шире.
Помимо Мурильо, тему непорочного зачатия поднимали в своих работах, абсолютно все живописцы Испании. Но вершиной видения этой темы, признаны работы Муриньо.
На большинстве работ мастера, Мария, еще совсем юная, стоит на земной сфере или на полумесяце. Она с легкостью превозносится вверх, в окружении большого количества парящих ангелочков, которые рассыпаны вокруг нее, будто божественные гирлянды в туманном затемненно-золотистом оттенке.
Первозданность, невинность, юность и естественно божественное начало и есть основными тезисами этой работы, которая способна заворожить даже далеких от церковных сказаний зрителей. Удивительно, насколько завораживающе и нежно смотрится весь образ в окружении ангелочков.