Анализ картины Архипа Куинджи После грозы - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи После грозы

Анализ картины Архипа Куинджи После грозы

Пейзаж «После грозы» создавался Архипом Куинджи одновременно с полотнами «Березовая роща» и «Север» (оба — 1879, Государственная Третьяковская галерея). Все три произведения были задуманы специально для 7-й выставки Товарищества передвижных художественных выставок и обращались к единой проблеме передачи живописными средствами различного природного освещения.

На картине «После грозы» Архипа Куинджи запечатлел природу, преображенную живительной свежестью окончившегося ливня. Свинцовая грозовая туча неспешно уходит вдаль, и первый пробившийся луч солнца освещает поляну с сочной травой, одиноко пасущуюся лошадь и небольшой хутор на пригорке. Безлюдность пейзажа усиливает ощущение покоя и тишины. Куинджи запечатлел одно из тех переменчивых состояний природы, которое трудно уловимо не только для кисти художника, но и для человеческого глаза в целом.

Глядя на чудесный импрессионистский пейзаж, так и хочется вдохнуть свежий после грозы воздух полной грудью. Пейзаж наполнен свежестью. Пролившиеся во время грозы тучи отступают, открывая взору светло-голубое небо. На переднем плане еще заметна дымка, но трава, покрытая росой, уже «горит» яркой зеленью.

Полей и холма в дальней перспективе уже касается первый послегрозовой луч. Холст выписан яркими красками, на нем много свободного пространства, которое открывается перед зрителем, увлекая его на широкий желто-зеленый луг.

Архип Куинджи вошел в историю живописи как непревзойденный мастер передачи на холсте света и воздуха. Он не применял классических импрессионистских приемов, выработав свой собственный уникальный стиль. Его пейзажи позволяют прочувствовать атмосферу смены погоды.

И особенно вдохновляли художника виды природы после дождя, грозы («После дождя», «Радуга» и др.). Интересно, что в течение 1879 года Куинджи написал две картины с одинаковым названием «После грозы» совершенно разные по настроению и цветопередаче.

Н. К. Рерих вспоминал: «Однажды рассуждали с Архипом об авиации. Он сказал: «Хорошо, конечно летать, но прежде научиться бы пройти по земле». А он умел ходить по земле».

Архип Куинджи очень любил наблюдать, обладал уникальным талантом подмечать даже самые незначительные изменения в природе. Именно такую перемену погоды запечатлел на полотне «После грозы».

Как одаренный от природы колорист, Куинджи был способен различать тончайшие оттенки цвета, чем нередко удивлял современников. Колористическое решение темно-серой тучи лишь на первый взгляд кажется простым – при длительном рассмотрении становятся различимы оттенки всех цветов радуги. Для повышения эмоционального воздействия красок Куинджи использовал контрастные цвета, которые усиливали звучание друг друга. Другой характерный для творчества мастера живописный прием — отказ от тщательной проработки второстепенных, по его оценке, деталей. Подобным образом в пейзаже «После дождя» исполнен практически весь передний план с изображением камышей и реки. Художник стремился к тому, чтобы зрительское внимание не отвлекалось от главного, в данном случае, дальнего плана, где и «разыграно» эффектное освещение. В таком способе изображения природы многие современники Куинджи увидели небрежность. Новаторские идеи живописца в полной мере были оценены лишь десятилетия спустя художниками младшего поколения.