Анализ картины Архипа Куинджи Чумацкий тракт в Мореуполе - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Куинджи Чумацкий тракт в Мореуполе

Анализ картины Архипа Куинджи Чумацкий тракт в Мореуполе

Необъятная степь, не имеющая ни конца, ни края, и над ней бездонное серебристо-серое небо, словно завешенное легкой пеленой облаков. Моросит дождь. По разъезженному тракту, утопая в грязи, томительно медленно тянутся обозы, вырисовываясь темными силуэтами в туманной мгле.

Произведение “Чумацкий тракт в Мариуполе” Куинджи создал, чтобы получить признание художников-передвижников на очередной выставке. В качестве главной особенности картины художник надеялся выделить ее реалистичность, и у него это замечательно получилось.

В этом произведении Куинджи изобразил знакомый ему в мельчайших деталях родной Мариуполь. Ведь это родной город живописца, где тот родился и вырос, а по проходившему через просторные южные степи чумацкому тракту он часто ходил в Феодосию. Это название дорога получила от торговцев-чумаков, которые перевозили по ней товар из одного города в другой. Чаще всего в их повозках встречалась рыба и соль.

На полотне Архипа Куинджи Чумацкий тракт в Мореуполе изображена дорога, по которой снуют такие торговые повозки с запряженными в них волами. Эта работа ассоциируется с сырой погодой. Дорога размокла и превратилась в грязь, телеги и скот блестят от дождя, небо покрылось тучами. Мокрая дорога, полностью раскисшая от дождя и превратившаяся в грязное месиво, блестящие от дождевой воды телеги и скот, хмурое свинцовое небо. Это зрелище заставляет сочувствовать чумакам, ведь в такую погоду без крайней нужды даже на улицу выходить не хочется, не то что пускаться в дальнее путешествие. Но торговцы должны продираться по грязи, чтобы зарабатывать деньги и кормить свои семьи.

Сюжет произведения может показаться несколько монотонным, но если присмотреться, то не остается незамеченной немыслимая наполненность произведения, казалось бы, несочетаемыми цветами. Здесь есть сложные колористические решения, такие как многогранные переходы от холодных к тёплым тонам. В картине преобладают, зелёный, белый, жёлтый и голубой цвет.

Как и во многих работах Куинджи, отдельную и определяющую роль в композиции играет небо. Облака потяжелели от дождя, но в серых тучах есть заметное светлое пятно по середине. Из нег сочится яркий свет, хотя солнца совсем не видно. Небо будто вот-вот упадет на людей, находящихся внизу. Этот эффект создает у зрителя чувство безысходности и обреченности.

Передвижники высоко оценили эту работу автора, так как такой социальный подтекст очень близок этому движению. Это позволило художнику найти опору в творческих начинаниях. Однако в дельнейшем творчестве пути автора с передвижниками разошлись.

Однако стоит отметить, что “Чумацкий тракт” – не проходное произведение Куинджи на отдельном этапе его творческой жизни. Эта картина получила признание и придала творцу уверенности, необходимой выходцуиз небогатой семьи. Эта уверенность позволила ему поверить в свои силы и покинуть Академию художеств ради собственного опыта.

Их вереница, извиваясь вдоль дороги, растянулась по всей степи, подчеркивая ее широкий размах, и, кажется, путь, лежащий перед чумаками, нескончаем. Тоскливый вой собаки, врывающийся в сонное оцепенение степи, усиливает ту тоску и отчаяние, которыми до предела наполнена картина.