Анализ картины Архипа Ивановича Куинджи Море. Крым - Архип Куинджи
Анализ картины Архипа Ивановича Куинджи Море. Крым

Анализ картины Архипа Ивановича Куинджи Море. Крым

Автор по праву считается мастером пейзажной живописи. Его работы словно источают аромат свежести, дарят ощущение спокойствия и умиротворенности. Одно из таких полотен – “Море. Крым”. Название простое, лаконичное, как и сама картина.

Период создания картины «Море. Крым» Архипа Ивановича Куинджи приходится 1898 год. Творчество художника напоминает по стилю мариниста Ивана Айвазовского. Любовь к морскому бризу и волнам, пейзажам, которые окружены голубыми цветами радости и счастья. Автор стремится к исследованию воздушного пространства, как элемента изобразительного искусства, заняться её «ответами» на эффекты светлых лучей. Архип Иванович обнаруживает колорит свойств воздушного пространства, изучает пульсацию неосязаемого воздуха.

Тайной художника являлось создание в действительной природе, собственной такой же яркой и удивительной. В талант Куинджи входило острое колористическое видение: тонкое чувство градации световых горизонтов, придают его шедеврам уникальную красоту.

Пейзажист выделял морскую тему, как одну из сложных направлений в мире живописи. Куинджи применял старание для того, чтобы не спугнуть игры морских волн, но до конца не был удовлетворён своими творениями. Выводом становится его длительного пребывание на морском берегу Крыма – создание десятков этюдов морского пейзажа. Композиции включили в себя ровные штрихи, появляющихся волн, которые стремятся к взгляду зрителей. Этюды моря Куинджи пропитаны чувством простора, виден воздух, который отождествляется с идеей импрессии.

Критика творчества Куинджи многолика, но мнение в основном общее – художник, который любит море, больше своей жизни и чувств. Готовность создать индивидуальный мир возле морского простора – основная задача Архипа Ивановича, он одержим минутками свободных голубых волн. Душа соединяется, и получается длительный союз художника с морем. Эти моменты впечатлили многих искусствоведов реального времени, и оставили глубокий отпечаток спокойствия в душе.

Центральное место произведения занимает море. Его поверхность спокойна, нет ни единой волны. Природа словно отдыхает на этом изображении. По ярко-синим оттенкам понятно, что море чистое, вода прозрачна. На горизонте словно виднеется дымка — знак того, что погода жаркая. В такое время возникает желание нарушить натянутую гладь воды и прыгнуть в воду, но не хочется сокрушать устоявшуюся гармонию.

На переднем плане картины художник изобразил сушу – часть скалы, переходящую в высокий обрыв. Стоя на этом берегу невольно осознается необъятность и масштабность этого мира. Небо, что предстает взору, словно старается быть похожим на море, а полупрозрачные облака – на призрачных парусников-странников. Создается впечатление, что Архип Куинджи смог изобразить сам воздух, настолько ощущается его присутствие и объем.

Художник старался показать природу такой, какая она есть, передать все ее могущество. Для него было важно подать глубину градиентов воды, легкость и самостоятельность неба. Цветы, обрывы, камни – все словно живет и дышит. Невозможно не ощутить это соленый запах морского песка и аромат цветущих растений.

Цветовая палитра яркая и насыщенная. Куинджи не боится перегрузить картину сочными оттенками. Напротив, ему удается создать эффект размеренного существования, беззаботной жизни. Летнее сочетание желтого и голубого придает картине теплоты, дарит ощущение свежего загара на коже.

Море никогда не бывает одинаково, оно всегда разное. Художнику удалось запечатлеть один из самых редких моментов – абсолютное спокойствие, которое не нарушает порыв ветра. При каждом взгляде на эту картину находится что-то новое, доселе скрытое даже от внимательных глаз. Картина-медитация – так ее можно охарактеризовать.