Автор по праву считается мастером пейзажной живописи. Его работы словно источают аромат свежести, дарят ощущение спокойствия и умиротворенности. Одно из таких полотен – “Море. Крым”. Название простое, лаконичное, как и сама картина.
Период создания картины «Море. Крым» Архипа Ивановича Куинджи приходится 1898 год. Творчество художника напоминает по стилю мариниста Ивана Айвазовского. Любовь к морскому бризу и волнам, пейзажам, которые окружены голубыми цветами радости и счастья. Автор стремится к исследованию воздушного пространства, как элемента изобразительного искусства, заняться её «ответами» на эффекты светлых лучей. Архип Иванович обнаруживает колорит свойств воздушного пространства, изучает пульсацию неосязаемого воздуха.
Тайной художника являлось создание в действительной природе, собственной такой же яркой и удивительной. В талант Куинджи входило острое колористическое видение: тонкое чувство градации световых горизонтов, придают его шедеврам уникальную красоту.
Пейзажист выделял морскую тему, как одну из сложных направлений в мире живописи. Куинджи применял старание для того, чтобы не спугнуть игры морских волн, но до конца не был удовлетворён своими творениями. Выводом становится его длительного пребывание на морском берегу Крыма – создание десятков этюдов морского пейзажа. Композиции включили в себя ровные штрихи, появляющихся волн, которые стремятся к взгляду зрителей. Этюды моря Куинджи пропитаны чувством простора, виден воздух, который отождествляется с идеей импрессии.
Критика творчества Куинджи многолика, но мнение в основном общее – художник, который любит море, больше своей жизни и чувств. Готовность создать индивидуальный мир возле морского простора – основная задача Архипа Ивановича, он одержим минутками свободных голубых волн. Душа соединяется, и получается длительный союз художника с морем. Эти моменты впечатлили многих искусствоведов реального времени, и оставили глубокий отпечаток спокойствия в душе.
Центральное место произведения занимает море. Его поверхность спокойна, нет ни единой волны. Природа словно отдыхает на этом изображении. По ярко-синим оттенкам понятно, что море чистое, вода прозрачна. На горизонте словно виднеется дымка — знак того, что погода жаркая. В такое время возникает желание нарушить натянутую гладь воды и прыгнуть в воду, но не хочется сокрушать устоявшуюся гармонию.
На переднем плане картины художник изобразил сушу – часть скалы, переходящую в высокий обрыв. Стоя на этом берегу невольно осознается необъятность и масштабность этого мира. Небо, что предстает взору, словно старается быть похожим на море, а полупрозрачные облака – на призрачных парусников-странников. Создается впечатление, что Архип Куинджи смог изобразить сам воздух, настолько ощущается его присутствие и объем.
Художник старался показать природу такой, какая она есть, передать все ее могущество. Для него было важно подать глубину градиентов воды, легкость и самостоятельность неба. Цветы, обрывы, камни – все словно живет и дышит. Невозможно не ощутить это соленый запах морского песка и аромат цветущих растений.
Цветовая палитра яркая и насыщенная. Куинджи не боится перегрузить картину сочными оттенками. Напротив, ему удается создать эффект размеренного существования, беззаботной жизни. Летнее сочетание желтого и голубого придает картине теплоты, дарит ощущение свежего загара на коже.
Море никогда не бывает одинаково, оно всегда разное. Художнику удалось запечатлеть один из самых редких моментов – абсолютное спокойствие, которое не нарушает порыв ветра. При каждом взгляде на эту картину находится что-то новое, доселе скрытое даже от внимательных глаз. Картина-медитация – так ее можно охарактеризовать.