Анализ картины Юлия Клевера Закат солнца зимой - Русские художники
Анализ картины Юлия Клевера Закат солнца зимой

Анализ картины Юлия Клевера Закат солнца зимой

Ю. Ю. Клевер один из самых ярких представителей русских художников-пейзажистов. Живописец немецкого происхождения, он всегда мечтал вернуться на родную землю.

Картина «Закат солнца зимой» отражает красоту природы. Изображение выглядит немного космически, виден практически полностью солнечный диск, а облака вокруг него придают загадочности и оттеняют огненно-раскаленный шар.

Последние солнечные лучи отражаются в тихой водной глади. Речка уходит в бесконечность, а дорога из отблесков солнечного сияния уводит созерцателя в глубину космической вселенной. Водная гладь проходит сквозь лесную опушку. Можно подумать, что это окраина и люди редко посещают такие места.

Скудный деревянный дом одиноко стоит, покосившись от тяжести снега. С первого взгляда такое жилище кажется покинутым и много лет одиноко продолжает стоять возле берега, встречая свой закат. Из трубы можно заметить едва уловимый струящийся дымок. Значит, все же дом никто не покинул и в нем жизнь продолжается.

От картины немного веет одиночеством. Возможно, именно в этот период творчества Клевер чувствовал себя отшельником, заблудившимся в жизни, как этот дом у реки. Также он стоит в растерянности и наблюдает закат, который символизирует окончание определенного жизненного этапа. В период создания работы художник жил за границей и очень страдал по этому поводу.

Картина передает атмосферу зимнего вечера, природа будто уснула. Два дерева на первом плане словно застыли перед переходом через речку. Они сомневаются в своем решении, но не спешат с выбором. Остается загадкой, что именно тревожило Ю. Ю. Клевера. Он сомневался в принятии решения или, как покосившийся домик, стоял и наблюдал закат за закатом.

И все прекрасно вокруг, великолепный пейзаж, бесконечная речка, но закат навивает грусть. Именно грусть застыла в прекрасных отблесках на речном полотне, подчеркнутая стайкой облаков.

Пейзажи автора, ученика знаменитого Клодта, часто по ошибке принимают за работы Шишкина. Но при более внимательном рассмотрении очевидно, что стиль Клевера отличается от других мастеров конца XIX века.

Наибольшую популярность среди изящных пейзажей Клевера получила картина “Закат солнца зимой”.

Этот пейзаж, датированный 1891 годом, написан по памяти. Период 1890-1915 годов художник, немец по происхождению, провел в Германии. И, несмотря на пребывание на исторической родине, значительная часть его работ тех лет посвящена русской природе.

Эта картина производит неоднозначное впечатление. Сначала взгляд притягивает диск заходящего солнца в самом центре композиции. Небо, освещенное последними угасающими лучами, приобрело фантастические оттенки янтаря и бирюзы. У горизонта стоит туманная синяя мгла, в которую вот-вот спустится пламенный солнечный круг. Динамичность происходящего передают и небольшие облака, плывущие по небу.

Солнце отражается в зеркальной поверхности небольшой речки, извилисто пробегающей от переднего плана картины вдаль и теряющейся где-то у горизонта. Оранжевые отсветы падают и на деревья в небольшом лесочке на заднем плане. На первый взгляд это милая, пасторальная картинка. Но вскоре впечатление от нее меняется.

На заднем плане, слева, перед лесом, видны деревенские дома с крышами, покрытыми снежными шапками. Справа на среднем плане еще несколько деревянных домов. Они выглядят заброшенными, нежилыми: ставни покосились и вот-вот упадут, в крыше видны прорехи. Но дым, поднимающийся из трубы, означает, что в этом неказистом бедном домишке живут люди.

От дома, в сторону зрителя, по узкой тропинке идет человек. Его сгорбленная под тяжестью ноши фигура и палка в руках говорят о том, что это старушка или дедушка. Темная одежда и согнутая спина усугубляют мрачное впечатление, созданное бедными домами.

Настроение нагнетается и за счет деталей на переднем плане картины. Страшные, черные, словно искореженные злыми силами стволы деревьев выглядят мертвыми. Рыжие блики солнечных лучей на ветвях усиливают ощущение безжизненности. Сквозь белоснежный покров по берегам реки видны сухие стебли трав с поникшими, надломленными верхушками.