Иван Шишкин. Лесные дали

Иван Шишкин. Лесные дали

Иван Шишкин. Лесные дали.
1884. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
И. Н. Крамской отчетливо сознавал историческое место Шишкина. Он отмечал в одном из своих писем: «Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, по два и по три этюда в день катает, да каких сложных… И когда он перед натурой… то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается; тут он все знает, как, что и почему… Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом… Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие — мальчишки и щенки перед ним… Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-“школа”…» «Работа есть условие таланта, — утверждал Шишкин, — охота и возможность преодолевать трудности есть характер таланта. Борьба с технической частью искусства — тайна развития таланта».
В своем творчестве Шишкин предпочитает ясность, полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни – Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии (1872), Рожь (1878), Среди долины ровныя (1883), Лесные дали (1884) и другие его произведения проникнуты жизнеутверждающим началом и представляют собою художественные символы России.
В этих картинах, а также в картинах Полдень в окрестностях Москвы, Сосны, освещенные солнцем, Утро в сосновом лесу и многих, многих других, русская природа предстает перед нами в том понимании и восприятии, которые веками складывались в народном сознании и удивительно соответствуют представлениям самого народа об окружающем его могучем изобилии бесконечно просторного зеленого мира, среди которого вырастали и трудились бесчисленные поколения русских людей. Поэтому-то искусство Шишкина так подлинно народно и так любимо в нашей стране.

«Поэт природы, именно поэт, думающий ее образами, разбирающий красоту ее там, где простой смертный пройдет равнодушно», — говорил o Шишкине В.И. Немирович-Данченко.

При всей реальности живописи симфонический строй полотна, его эпическое звучание наталкивают зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке.
Но посмотрите внимательно на композицию холста…
Справа, слегка наклонясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна.
Рядом две каменные глыбы…
Невольно вспоминаешь об одиноком художнике и двух надгробиях…
Но это — лишь печальное вступление.
Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного бора.
В высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали.
Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья — вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины. Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края.
Как „Вишневый сад» Чехова символизирует печальную поэзию уходящего помещичьего быта, так „Лесные дали» характеризуют и воспевают русское богатство, национальное здоровье, побеждающее все препоны, невзгоды и беды.
Трудно представить себе отечественную живопись без картин Шишкина, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.
Не раз в истории мирового искусства мы оказываемся свидетелями того, как личные невзгоды, недуги заставляют больших художников объемнее, ярче видеть мир, полновеснее, звучнее говорить их палитру, точнее, четче делать удары кисти.
Таков парадокс.
Борьба с бедами, с причудами рока вызывает особо обостренное ощущение красоты жизни.
Непревзойденна по своей песенной красе картина „Лесные дали». В этом произведении Шишкин как бы изливает свою любовь к Отчизне.
Написанное будто с птичьего полета, это полотно уникально по своему композиционному ключу.
В его оптическом центре сияет небольшой водоем.
И это светлое пятно как бы подчеркивает лучезарность самой земной природы, будто обладающей светоносностью, подобной солнцу. Конечно, мы отлично понимаем, что зеркальная, сверкающая гладь воды отражает летнее небо, но этот неожиданный блик света в сочетании со сложными переливами контражурного света на кронах сосен и тончайших валерных переходов зеленых и голубых тонов создает удивительную среду, превращая весьма привычный сюжет в волшебную, сказочную по прелести панораму.
Эпический масштаб картине придает не только богатырский формат произведения, но и поразительные детали, вызывающие бездну ассоциаций и раздумий.
Вглядитесь, и вы найдете в голубом бескрайнем просторе словно плавающую в океане неба птицу, парящую среди легких перистых облаков.
Беззвучный полет благородной птицы как бы отражает гордую стать этого великолепного ландшафта.

Случайные записи

БОРОВИКОВСЕИЙ ВЛАДИМИР ЛУКИЧ
Традиции, связанные с похоронами
Распространенные виды остекления балконов и лоджий

К сожалению, отзывы закрыты.