Римская нищенка Эдгара Дега - Эдгар Дега
Римская нищенка Эдгара Дега

Римская нищенка Эдгара Дега

Эта работа выполнена в реалистическом жанре и отвечает основным канонам, характерным для этого направления. Но Эдгар Дега интересуют эксперименты с предметом изображения. Не случайно для своей работы он выбирает не аристократическую даму в богатых туалетах, а простую женщину, не имеющую голубых кровей. Современное художнику общество было шокировано выбранным им сюжетом. Но это нисколько не умаляет высочайшее мастерство Дега и умение тонко чувствовать душевное состояние человека.

На картине представлена уставшая пожилая женщина. Она расположилась на пороге своего дома. Облокотившись на дверной проем, она задумчиво смотрит вдаль, возможно, внимательно за чем-то наблюдает. Художник очень тщательно прорисовывает черты лица героини картины и мельчайшие подробности ее одежды. От глаз зрителя не ускользнет ни одна морщинка или тень. При этом фон картины выглядит достаточно условно, чтобы ничто не отвлекало нас от созерцания образа героини. Главная задача художника – создать обобщенный и не идеализированный портрет римской нищенки.

Цветопись картины, по сути, держится всего на четырех цветах и их оттенках. Но именно этот прием придает работе особую графичность и некоторую жесткость изображения.

Картина рассказывает, что жизнь женщины полна лишений. Об этом можно судить не только по поношенному одеянию, но и по определенным деталям экспозиции. Как бы невзначай рядом с женщиной оказываются отломанный кусок хлеба и глиняный горшок с отколотым черенком, в котором просматривается недоеденная пища.

Портрет имеет почти фотографическую реалистичность. Эдгар Дега настолько точно воссоздает образ женщины, что создается ощущение нашего присутствия и участия в запечатленных событиях.

В 1856 году Эдгар Дега, которому на тот момент уже исполнилось двадцать два года, уехал в Италию, где надеялся ближе познакомиться с выдающимися памятниками эпохи Возрождения.

Именно в Италии художник начал поиск своего собственного художественного стиля…

Одной из первых работ Дега стала картина «Римская нищенка», написанная художником вскоре после прибытия в страну.

Перед нами портрет, однако портрет несколько странный, словно обрезанный… Это выхваченный из круговорота итальянской жизни сюжет. Жанровая сцена.

Пожилая итальянка сидит на пороге старого дома, опираясь спиной на дверной косяк. Около неё лежит краюха хлеба и расколотый горшок.

Надкусанный хлеб и треснутая посуда лишний раз напоминают нам о превратностях судьбы… Некогда цельная, жизнь этой женщины раскололась на две части, а прежняя радость уступила место печали.

Поза женщины и задумчиво-мечтательное выражение её лица, напротив, навевают воспоминания о былом.

Композиция, избранная художником для портрета, была позаимствована им у старых мастеров: Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля…

Однако вместо прекрасной дамы, сидящей у раскрытого окна, за которым расстилается первозданный итальянский пейзаж, мы видим лишь старуху-нищенку.

Место пейзажа занимает коричневая безотрадная стена… Взамен же каменных стен и покрывающих их вьющихся растений мы видим лишь деревянный дверной косяк и прилегающий к нему кусок желтой стены.

Невеселые думы снедают изображенную художником итальянку. Лицо её задумчиво и полно тихой грусти. Губы плотно сомкнуты, а морщины у рта собрались в скорбные складки. Видно, эта женщина привыкла к лишениям…

Однако есть в её лице и нечто такое, что заставляет нас думать: некогда – и, возможно, не столь давно – она знавала лучшие времена…

Об этом свидетельствуют ее внимательный и несколько отрешенный взгляд, а также тихая меланхолия, которой полнится весь её облик…

Картина кажется нам удивительно яркой, однако художник использует в ней лишь четыре цвета – охру и её оттенки, сине-зеленые цвета, а так же белый и чёрный. Цвета задают настроение композиции, однако пространство моделируют отнюдь не они.

Следует отметить, что Эдгар Дега принадлежал к живописцам, любившим работать с линией и отдававшим все силы прорисовке своих героев.

Тонкая детализация лица и держащей клюку руки женщины, складок её платья, а также глубокие тени, залегшие у локтя и спины придают фигуре старой римлянки реалистическое звучание.

Яркое же платье и платок делают картину более выразительной и…радостной.

Отнюдь не страдания женщины хотел показать нам художник, но те силу и стойкость, которые помогли ей сохранить достоинство, несмотря на лишения…