Природа прекрасна, полна тайн, загадок и красоты, на которую многие в суете дней просто не обращают внимания, и лучше всех это видят художники-пейзажисты, романтики полей и лесов, рек и морей. Они умеют подметить тот особенный свет, который обычный человек даже не замечает, они могут увидеть, как прекрасна летняя ночь, и не только увидеть, но и перенести на холст.
Для каждого художника-пейзажиста природа приберегает что-то свое, и, протягивая кисть к краске, он вкладывает в картину свой взгляд. Не просто окружающий мир – но мир, каким его видит художник. Смотреть на картины Левитана в этом смысле очень приятно. Его взгляд полон любовью к миру, вниманием к мелочам, добротой и нежностью. Самый обыденные вещи в его пейзажах кажутся даже красивее, чем есть на самом деле. Исполненными смысла.
Так и «пейзаж с пароходом» мог и не привлечь взгляда зрителя, если бы находился в реальной жизни. Если бы мимо него нужно было идти с мешком за плечами, чувствуя теплую пыль под ногами и свинцовую усталость во всем теле. В музее же он позволяет рассмотреть себя во всей красе, присмотреться к избам, расположившимся у реки, к самой реке, гладкой, лоснящейся и неспешной.
К пароходу, который плывет величественно и медленно, отражаясь в воде и притягивая взгляд. К низкому, полному облаков, небу. Пейзаж красив, потому что статичен, потому что пронизан любовью художника к родине, к её природе, к тому, как эта природа сочетается с человеком и делами рук его. Избы на картине кажутся частью пейзажа. Пароход органично вписывается в него.
Все выглядит естественно и цельно, так, как и должно быть. И даже если из избы выйдет дородная крестьянка и пойдет стирать белье на речку, эта естественность не порушиться, не станет натянутой. Все слишком хорошо сочетается и очень красиво в своем единстве.