Анализ картины Исаака Левитана Сумерки. Луна - Исаак Левитан
Анализ картины Исаака Левитана Сумерки. Луна

Анализ картины Исаака Левитана Сумерки. Луна

Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «пейзаж настроения», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них – он сам: его мысли, чувства, события.

Картина «Сумерки. Луна» – это картина того периода в творчестве Исаака Левитана, когда его полотна целиком и полностью зависели от настроения и эмоций, царящих в душе автора. В «Пейзаже настроения» все последние годы жизни художника преобладали меланхоличные и хмурые тона, которые были отражением всех печалей и разочарований одинокой души.

Осенний вечер. Большую часть пейзажа занимает бледно-голубое небо с серыми облаками, которое кажется даже несколько ярче в отражении спокойной, неподвижной поверхности реки.

Луна, владычица ночи, уже появилась на светлом небе, не дожидаясь своих ночных спутниц звезд. Даже ее отражается она в реке расплывчато и зыбко, как будто сомневается: «не слишком ли рано»? А середина картины по горизонтали заполнена главными атрибутами осеннего пейзажа – пожелтевшими и потемневшими деревьями.

Неяркое солнце, еще не скрывшееся за горизонтом, освещает эти золотые, рыжие и темно-зеленые кроны, придавая картине долю светлой радости. Все на картине неподвижно, только легкая рябь видна на реке, в которой лес отражается иначе по сравнению с луной. Он сливается в одну густую палитру из желтого и оранжевого цветов и спокойно ожидает наступления ночи. Только два полностью пожелтевших деревца стоят одиноко, отделившись от густой рощи: одно почти у самого берега, а другое – ближе к лесу вдалеке.

Какое настроение вызывает картина? Трудно решить, не рассмотрев ее во всех подробностях. Нельзя сказать, что осенняя меланхолия целиком наполняет это полотно, но есть в нем что-то, вызывающее небольшую тяжесть на душе. И дело не в хмуром небе, или затухающем солнце, или теряющих листву деревьях, а в каком-то особом настроении, которое передается с рисунка. Таким образом, не прибегая к утрированию печальности осеннего пейзажа, Левитан добился того, что настроение, возникавшее в это время года хоть раз в каждом, полностью воспроизводится этой картиной.

Автор картины уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, собратьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях с лучшим другом – писателем А.П. Чеховым. У него болит сердце и ходит ещё молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич, опираясь на палку. Оттого и его полотно меланхоличное, хмурое и какое-то одинокое.

Картина визуально разделена на две половины — бескрайнее небо с одиноким кружком луны и безграничная водная гладь, отражающая всё то же небо, и всю ту же луну. Ни души, ни дуновения ветерка, лишь чуть заметная рябь на воде.

Диссонансом голубой палитре выступают густо-оранжевые деревья, жёлтая трава по берегам, тёмная стать высоких сосен. Композиционно всё гармонично и точно выверено. Нагруженная правая сторона с лихвой сбалансирована двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревцами, этим самым ровно распределяя внимание зрителя по полотну. Эта филигранность и тонкость так свойственна Левитану.

С одной стороны мы видим осенний пейзаж во всей своей «левитановской» красоте – с характерной палитрой, структурой, элементами и настроением. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить работу в виде одной из последних глав его жизни. Пройдёт меньше года и Исаака Левитана не станет. Что же было в этой последней главе – нарастающее одиночество, душевная тревога, разочарование…