Полотно «Сумерки. Луна» является ярчайшим представителем жанра «пейзаж настроения», созданного Исааком Левитаном. Такие картины можно читать как своеобразную автобиографию художника, так как в них – он сам: его мысли, чувства, события.
Картина «Сумерки. Луна» – это картина того периода в творчестве Исаака Левитана, когда его полотна целиком и полностью зависели от настроения и эмоций, царящих в душе автора. В «Пейзаже настроения» все последние годы жизни художника преобладали меланхоличные и хмурые тона, которые были отражением всех печалей и разочарований одинокой души.
Осенний вечер. Большую часть пейзажа занимает бледно-голубое небо с серыми облаками, которое кажется даже несколько ярче в отражении спокойной, неподвижной поверхности реки.
Луна, владычица ночи, уже появилась на светлом небе, не дожидаясь своих ночных спутниц звезд. Даже ее отражается она в реке расплывчато и зыбко, как будто сомневается: «не слишком ли рано»? А середина картины по горизонтали заполнена главными атрибутами осеннего пейзажа – пожелтевшими и потемневшими деревьями.
Неяркое солнце, еще не скрывшееся за горизонтом, освещает эти золотые, рыжие и темно-зеленые кроны, придавая картине долю светлой радости. Все на картине неподвижно, только легкая рябь видна на реке, в которой лес отражается иначе по сравнению с луной. Он сливается в одну густую палитру из желтого и оранжевого цветов и спокойно ожидает наступления ночи. Только два полностью пожелтевших деревца стоят одиноко, отделившись от густой рощи: одно почти у самого берега, а другое – ближе к лесу вдалеке.
Какое настроение вызывает картина? Трудно решить, не рассмотрев ее во всех подробностях. Нельзя сказать, что осенняя меланхолия целиком наполняет это полотно, но есть в нем что-то, вызывающее небольшую тяжесть на душе. И дело не в хмуром небе, или затухающем солнце, или теряющих листву деревьях, а в каком-то особом настроении, которое передается с рисунка. Таким образом, не прибегая к утрированию печальности осеннего пейзажа, Левитан добился того, что настроение, возникавшее в это время года хоть раз в каждом, полностью воспроизводится этой картиной.
Автор картины уже болен, плохо себя чувствует. Он признан обществом, собратьями по цеху, но находится в натянутых, холодных отношениях с лучшим другом – писателем А.П. Чеховым. У него болит сердце и ходит ещё молодой (ему нет и 40) Исаак Ильич, опираясь на палку. Оттого и его полотно меланхоличное, хмурое и какое-то одинокое.
Картина визуально разделена на две половины — бескрайнее небо с одиноким кружком луны и безграничная водная гладь, отражающая всё то же небо, и всю ту же луну. Ни души, ни дуновения ветерка, лишь чуть заметная рябь на воде.
Диссонансом голубой палитре выступают густо-оранжевые деревья, жёлтая трава по берегам, тёмная стать высоких сосен. Композиционно всё гармонично и точно выверено. Нагруженная правая сторона с лихвой сбалансирована двумя одинокими, тонкими, почти голыми деревцами, этим самым ровно распределяя внимание зрителя по полотну. Эта филигранность и тонкость так свойственна Левитану.
С одной стороны мы видим осенний пейзаж во всей своей «левитановской» красоте – с характерной палитрой, структурой, элементами и настроением. С другой стороны, зная биографию автора картины, можно представить работу в виде одной из последних глав его жизни. Пройдёт меньше года и Исаака Левитана не станет. Что же было в этой последней главе – нарастающее одиночество, душевная тревога, разочарование…