Левитан написал этот натюрморт Розы тем летом, когда им были созданы другие небольшие этюды с изображением цветов. Скорее всего, он предназначался в подарок даме, о чем свидетельствует французская надпись в углу картины: «Сувенир». Художник расценивал воспроизведение образов цветов как весьма полезное упражнение для мастеров кисти и советовал своим приверженцам постигать этот вид натюрморта. Хотя большинство полотен Левитана этого жанра нельзя назвать «мертвой натурой».
Розы для художника представляются живыми, полными соками, озаренными солнцем. В картине ощущается благородство безыскусности и грации цветов, живописность их изысканности и одухотворенности. Этими качествами натюрморт «Розы» и другие цветы Левитана не могут сравниться ни с какими иными произведениями в русском искусстве того времени, они сопоставимы лишь с поздними холстами Э. Мане в европейской живописи.
Букет роз сюжетно и композиционно занимает центральное положение на холсте, от него зависит воссоздание пространства, скорее являющееся затененным фоном, выгодно подчеркивающим и вырисовывающим цвета букета, который состоит из одной малиновой и двух желтых роз, обрамленных скромными листиками, оттеняющими переход колорита цветов к фону. Трехмерность бутонов передается с помощью разнообразия оттенков основных немногочисленных цветов. Солнечные блики, падающие на желтые розы, высветляют их окраску на лепестках до абсолютно белого тона.
Элементарный на первый взгляд сюжет наполнен серьезным эмоциональным содержанием. Художник умел выразить тончайшие нюансы переживаний. Так тонко изобразить изящество и красоту формы и колорита сумел живописец, восхищающийся их великолепием и чувствующий перед ними преклонение. Розы позволяют выразить всю причудливость внутреннего мира – сдержанную романтичность и глубокомысленные размышления, просветленную печаль и безудержный восторг. Цветы, изображенные художником, способны рассказать о нем, о его душе, взаимодействии с жизнью, с людьми, с самим собой, о его способности уловить настоящее содержание природы, заметить прелесть в незамысловатом.