Описание картины Аполлинария Васнецова Московский Кремль при Дмитрии Донском - Анализ картин
Описание картины Аполлинария Васнецова Московский Кремль при Дмитрии Донском

Описание картины Аполлинария Васнецова Московский Кремль при Дмитрии Донском

Вероятный вид белокаменного Кремля Дмитрия Донского. Конец XIV века — Аполлинарий Михайлович Васнецов. Бумага на картоне, акварель, уголь. 51 x 80 см.

Благодаря историческим рисункам Аполлинария Михайловича Васнецова мы можем увидеть древнюю Москву, ее улочки и храмы, проследить, как она менялась от века к веку, превратившись в прекрасный город, в котором сохранилось множество памятников старины.

Несмотря на большую подготовительную работу, художнику не всегда удавалось восстановить полностью реальный образ столицы, однако отличное знание истории и архитектуры помогало ему писать работы, пропитанные живым духом прошедшего времени, хотя в их названии добавлялось слово «вероятный».

Вторая половина XIV века. Деревянная крепость несколько раз уничтожалась пожаром, поэтому новую возводят из белого камня, и Москву с этого времени называют белокаменной.

   Строительство почти закончено. Крепкие стены, толщина которых видна через небольшие арочные окна-бойницы заканчиваются прямоугольными зубцами. Длинные доски поднимают на самый верх башен, достраивая крышу. Слева стоит мощная четырехугольная Боровицкая проездная башня. Ее ворота широко открыты, опущен подъемный мост через глубокий ров, вырытый вокруг Кремля.

С берега Неглинной открывается великолепная панорама крепости. Солнечный свет окрашивает белую каменную кладку в теплые розовато-бежевые оттенки. Теснятся на холме желтовато-коричневые крыши высоких деревянных домов, между которыми хорошо видны соборы – Архангельский и Успенский.

А рядом с кремлевскими стенами бурлит жизнь. Большие нагруженные лодки, низко сидящие в воде, одна за другой пристают к берегу. Одни, спуская парус, подходят к высоким мосткам, где их уже ждут работники, опустив вниз канаты подъемных машин, похожих на колодцы-журавли. Другие ладьи спешат к низким дощатым причалам, ведущим к крытым торговым рядам, где их товар поджидает множество торговцев.

Рисунок можно долго разглядывать, находя новые подробности и мельчайшие детали, которые с таким мастерством четкими, выверенными линиями и штрихами передает художник.

Благодаря полупрозрачным оттенкам теплых бледно-коричневых, светло-желтых, голубоватых, зеленых и кремовых красок картина наполняется светом и простором. Ощущение реальности происходящего не оставляет, поэтичный образ Москвы восхищает своей красотой.

“Его виды старой Москвы, являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении”, – писал Александр Бенуа об исторических картинах Апполинария Васнецова. Основанные на многочисленных археологических, изобразительных и письменных источниках, его работы стали правдивыми историко-художественными документами.

На картине изображен вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г. Кремль-град, первый из четырех городов, образовавших древнюю Москву, стал и первой каменной крепостью на северо-востоке Руси.

В тех местах, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги, сооружались наиболее мощные и высокие башни. В них устраивались ворота с проездом в Кремль, которые закрывались железными или дубовыми створами. С наружной стороны к проездным башням пристраивались отводные башни-стрельницы.

Из проездных башен Кремля наиболее важное значение имели Спасская, Никольская, Троицкая и Боровицкая. Эта земля, обнесенная высокой кирпичной стеной с зубцами – исток, откуда пошла Москва. Она возникла на Боровицком мысу, своим острым углом вклиниваясь между двумя реками – Москвой и Неглинной, где раньше шумел сосновый бор, а сегодня высится Боровицкая башня.

Во второй половине XIV века великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской объединил и подчинил русские земли своей власти.

В скором времени Руси предстояло открыто выступить против Ордынского ига. Отовсюду Москве грозили враги. В 1367 году привезли на Москву белый камень. Вместо сгоревших деревянных стен начали строить новые – белокаменные.

Стала Москва “город камен”. С тех пор, как обнесли этот град каменными стенами, никто в честном бою не мог взять крепость на Боровицком холме.

Наверно нет такого человека, который бы не слышал песню о белокаменной Москве с золотыми куполами. И наверно у многих возникает вопрос: какая ж она белокаменная, когда Кремль как раз из красного кирпича выстроен. Мало кто знает, что когда-то Кремль был действительно белокаменным, и сама Москва полностью вмещалась в пределы Кремля.

Трудно себе представить, но это так. Не было тогда фотографии и не было видеокамеры, но зато сохранились исторические документы, где подробно рассказывалось, как строился белокаменный Кремль.

Этими документами и воспользовался Васнецов. Но тут нужно уточнить – художников Васнецовых двое.

Автор этого полотна Апполинарий Васнецов. Он, как и его брат увлекался живописью, но практически все его работы были посвящены историческим сюжетам. Как, например это полотно. Благодаря ему мы теперь имеем представление, как выглядел Кремль при Донском. Тут как раз и видны дома за кремлёвской стеной и те самые золотые купола храмов. Вот только башни немного иные, а точнее – совсем другие. И та самая Неглинка, которая сейчас спрятана в трубу под Александровским садом, протекала совсем рядом со стенами Кремля, да и сама нынешняя Москва-река соединялась с ней неподалёку.

Мы видим, что уже и тогда обе речки были судоходны, и много всякого люда прибывало в тогдашнюю Москву. А учитывая, что Дмитрий Донской достаточно часто воевал, отстаивая земли русские, то народ никогда не убывал.

Наверно поэтому уже за стенами Кремля, точнее, перед ними – стали строиться дома. Мало того, на полотне стены Кремля ещё достраиваются. Это тоже видно, особенно строительные леса на самом верху башни.

По истории, Кремль потом сильно пострадал от нашествий врагов русских и был практически полностью разрушен. Но вскоре было решено построить новый Кремль, и на этот раз в так хорошо нам знакомый красный вариант.