Одна из самых ранних картин голландского мастера рисует нам нелёгкие условия быта и проживания нищего крестьянства.
Известно, что Винсенту крайне недоставало художественного образования, отчего художник сильно и постоянно страдал. Пытаясь самостоятельно освоить элементарные техники живописи, мастер (тогда ещё дилетант) сталкивался с невероятными трудностями. Ему никак «не давались» люди, обычную человеческую фигуру он изображал с большими тяготами, невыносимой горечью. И это довольно часто видно на его работах – люди выходят достаточно статичными, в частности и на этой картине.
Однако, несмотря на статику, можно легко увидеть, чем занимаются несчастные крестьяне, живущие где-то на окраине города, за богатыми и элитными особняками, в трущобах, в деревянных холодных и тёмных сарайчиках. Это незамысловатые действия рабочего люда: уборка, стирка, развешивание белья, пахота (фигура вдалеке справа) и многие другие.
Во всех этих работах прослеживается тесная связь с землёй, женские фигуры выглядят крепкими и уверенными. И это неудивительно, ведь земля – это их хлеб, они счастливы, что имеют небольшие участочки для сельскохозяйственных работ и простых (хотя на самом деле совсем не простых) бытовых работ. И для них не страшны «задворные» условия жизни, изображённые на картине, для жителей и владельцев фешенебельных жилищ могущих показаться невыносимыми.
Полотно полностью лишено каких-то выдуманных или абстрактных образов, оно цельное и реалистичное. Структура, вкупе с цветовой гаммой, гармонична и лишь подчёркивает реалии крестьянских задворок. Ван Гог уважал бедняков как людей, как класс и ценил их труд, и данная картина, монументальная, несмотря на размер и на однообразность сюжета, ярко отражает это уважительное отношение.
В картине «Задворки», одной из самых ранних работ Ван Гога, нашим глазам приоткрывается повседневная крестьянская жизнь.
Скромные лачуги крестьян, тщательно выписанные художником, ютятся на периферии мира, позади домов более зажиточных людей. Все они, как один, старые и закопченные, обнесены покосившимися заборами и выходят окнами на грязные дворы, завешанные бельем и служащие местом хранения нехитрых орудий труда.
Здесь нет ни намека на сад или огород; все свободное место занято лишь самыми необходимыми для жизни вещами…
Целый день во дворе кипит работа. Крестьянин, не занятый дворовыми службами, пашет землю или следит за скотом; женщина стряпает или стирает… Её можно увидеть, несущей тяжёлое ведро или устало оттирающей пот со лба над чаном с бельем.
Фигуры людей не кажутся мне статичными, хотя Ван Гог всю жизнь испытывал трудности с изображением человеческого тела. Я вижу в крестьянах всю усталость, на какую намекает нам художник; за привычными позами их кратковременного отдыха мне видится однообразность рутинной работы, которую эти люди привыкли выполнять…
Картина, строго выверенная в перспективном плане, кажется вместе с тем удивительно живой. И причина этого – в беспросветности человеческих страданий, изображённых безо всяких прикрас.
Картина выполнена в странной цветовой гамме, слишком бледной, слишком однообразной… Из-за обилия же коричневых и желтых оттенков она кажется мрачной и неприветливой.
Все дело в красках, которыми пользовался Ван Гог. Здесь и сепия, и акварель, и перо, смешанные в едином ансамбле…
Этот цвет призван подчеркнуть беспросветность жизни крестьян и рутинность их работы, их невозможность что-то изменить и выбраться из нищеты…
В какой-то мере Ван Гог и сам испытал все это.