В 1887 году знаменитый художник В. Ван Гог нарисовал свой натюрморт «Пара ботинок», вошедший в серию картин «Старая обувь». Работа выполнена маслом на обычном холсте, но, даже изображая столь повседневную и ничем не примечательную сцену, она мало кого оставила равнодушным. Существует мнение, что она является сюжетным продолжением другой картины под названием «Едоки картофеля», на которой показан ужин группы крестьян. Ни у одного из них не видны ноги, и, возможно, художник решил нарисовать их обувь на отдельных полотнах тем самым дав подсказку дальнейшего жизненного пути хозяев башмаков.
Изрядно поношенные мужские ботинки выглядят старыми и потрепанными. За ними редко ухаживают, судя по тому, как небрежно их поставил владелец. Обувь выполнена в коричневой цветовой гамме – оттенки ботинок варьируются от рыжего до темно-шоколадного. Белыми красками мастер изобразил несколько рядов гвоздей, которыми подбиты подошвы. Очевидно ботинки, несмотря на свою поношенность, остаются прочными и пригодными к дальнейшему использованию.
Задний план, в отличие от обуви, по большей части выполнен в холодных тонах, что визуально выделяет ботинки и сразу приковывает внимание зрителя к ним. В глаза сразу же бросаются и скромные цвета, и потрепанность, что свидетельствует о нужде хозяина экономить на всем. Скорее всего, он приобрел одну единственную пару обуви, практичную и крепкую.
Вся работа выполнена в узнаваемом стиле художника. Грубые мазки удивительным образом сочетаются с мягкими, а сам натюрморт заставляет задумываться и искать необычное в ничем не примечательных вещах.
Винсент Ван Гог, не редко изображает быт обычных трудяг, крестьян и рабочих. Суровая жизнь этих людей вдохновляло художника на необычные полотна, которые не воспринимались зрителями того времени. Слишком обычные и некрасивые вещи не привлекали зрителя, но теперь каждое произведение этого художника воспринимается с глубоким смыслом, переданным в живописи. Именно в момент нахождения в Париже Винсент решается создать ряд картин посвященных обуви.
Символическое значение ботинок в работах Винсента Ван Гога
В свое творчество Винсент изображает не только крестьян, но и другие вещи служащие им в нелегких условиях труда. Живописец мог показать изношенные старые сапоги в том свете, в котором не показал ни один из художников. Придавать символическое значение истоптанным башмакам — это очень смело и является поводом для рассуждений.
В картине “Едоки картофеля“, крестьянская семья не показывает зрителю своих ног, но с уверенностью можно сказать, художник дал им полноценный отдых за трапезой без старых неудобных башмаков. Однако он не забыл про них, изобразив отдельно. Шесть работ, художник посвятил обычным нищенским ботинкам. Которые изжили свое, каждое из полотен несет в себе символику не легкой жизни. Как вспоминает один его коллега художественного ремесла, Ван Гог отоваривался на блошином рынке, где тщательно подбирал уже ношеную обувь. Однажды он купил пару башмаков какого-то рабочего, они были чисты, но истоптаны. Тогда он одел их, прошелся по пыльным и грязным дорогам, после зарисовал на полотне.
Одна из самых известных работ живописца постимпрессиониста – “Ботинки”. Холст был написан маслом, сюжет — натюрморт. Год создания картины обозначен 1886. На данный момент произведение искусства находится в Амстердаме в Музее Винсента Ван Гога. Размер полотна составляет: 38.1Х45.3 см.
Сюжетная линия композиции на первый взгляд проста: одна пара старых, поношенных и скорее всего, дурно пахнущих ботинок на темном фоне. На полотне Винсента Ван Гога, больше нет ничего — ботинки главные объект полотна. Картина “Ботинки”, словно играет со зрителем в игру, где нужно отгадать хозяина этих башмаков, его вид деятельности, рост, характерные черты лица.
Это произведение необычно, старая обувь будто ожила и говорит обо всех сложностях их существования. На вид они уставшие и очень разбитые, скорее всего их хозяин имеет такое же состояние. Некоторые критики считают, что Винсент изобразил полотно “Ботинки”, как символ нелегкого существования рабочего класса, другие уверяют о том, что художник ассоциирует свою жизнь с потрёпанными ботинками. Знаменитые искусствоведы и художники, пишут о связи между ботинками и Винсентом, он их связывает с собой, такой усталый, сломленный, с неуравновешенным сознанием, очень похож на истоптанные башмаки, которые многое прошли и повидали.
Так же, идея о такой композиции могла родиться, после того как живописец прочел книгу “Художник и крестьянин”. В письмах Ван Гог рассказывал, что это произведение оставило глубокий след в его сознании. Возможно именно наброски башмаков с деревянной подошвой Милле, дали толчок к воспроизведению своего варианта холста с обувью.
Интересно, что самые мрачные и хмурые картины, художник изображает именно в столице Франции, а вот город Арль, напротив открылся Ван Гогу как мир полный яркими красками, которые он воплотил в свои работы. Но этим и прекрасен данный живописец, он не стоял на месте, а рос как в художественном аспекте, так и в мировоззренческом.
Другая “обувь” художника
Среди других работ на тему обуви, художник написал:
“Обувь” работа находится в Музее Метрополитен;
“Три пары ботинок” – Музей искусств в Кембридже;
“Пара кожаных сабо” – Амстердам, Музей Ван Гога;
Натюрморт “Капуста и деревянные сабо”- Музей Винсента Ван Гога, Амстердам;
“Сабо и горшки” – Нидерланды, Центральный музей искусств;
Натюрморт “Глиняный горшок, сабо и бутылка” – Кроллер-Мюллер музей в городе Оттерло.
Так же, отмечается ряд работ без названий.
На всех полотнах, художник создает нейтральный фон без каких либо деталей. Поэтому зрителю не понятно, где стоят ботинки, кто их хозяин. Ничего не должно отвлекать от главного героя холста — обуви. Ван Гог, благодаря своему видению образа картины, выходит за все рамки стандартного эстетического восприятия. Он пытается обратить внимание зрителя на обыденные и совсем некрасивые вещи, которые обделены вниманием.
Картина “Ботинки” или “Башмаки”, написана в 1886 году в городе Париж. В 2006 году, холст был продан на одном из аукционов “Сотбис”, который состоялся в Лондоне. Стоимость этого изображения потрёпанных башмаков, обошлась владельцу почти в 9 млн. долларов. Такой нищий при жизни и такой известный после смерти. Ван Гог никогда не гнался за славой и богатством, он хотел рассказать о своем видении этого мира, благодаря его картинам — это удалось художнику.