В пору расцвета художественного таланта Ван Гог пишет пейзаж «Хижины». Это произошло за считанные месяцы до смерти гениального живописца. В мае 1890 года нидерландский художник жил в городке Овер на севере Франции. Мягкий климат в этой небольшой французской колонии должен был положительно сказаться на здоровье Ван Гога. Что можно с точностью констатировать, так это благотворность этой местности для творческого вдохновения живописца. Он создает больше 30 новых творений.
«Хижины» написаны не просто как городской пейзаж Овера. Эти скромные постройки в окружении природы напомнили художнику его родные края в Голландии. Душевную привязанность и ностальгию воплотил Ван Гог на полотне.
В письмах к брату Тео живописец пояснил изображаемое на картине «Хижины». Он писал, что выбрал для воплощения на холсте старые домики, которые покрыты соломой. Для переднего плана картины выбрал хлеба и цветущий горох, а для дальнего плана – холмы и небо.
Мы видим на полотне 1890 года реализацию замысла Ван Гога. Изображена динамичная картина природы. Несколько одноэтажных хижин расположены в разных ракурсах. Маленькие дома выглядят уютными и обжитыми. Из труб на соломенных крышах клубятся дымовые облака.
Ближайший план полотна устлан травяным ковром: здесь цветет белыми цветками горох и колосится пшеница. Вдали возвышаются крутые холмы, поросшие травой и единичными деревцами. Синеющее небо кое-где укрыто надвигающимися густыми облаками, а где-то переходит в яркий ультрамарин.
Картина «Хижины» отличается спокойствием цветовой гаммы. Ван Гог предпочел блеклые природные цвета: светло-зеленый, оливковый, голубой, бледно-желтый. Выделяется на таком фоне красная крыша одной хижины.
Пейзаж написан динамичными мазками, с некоторой тревожностью и напряжением. Содержимое картины клубится и переливается, делая пейзаж поистине природным и живым.
Искусство Ван Гога в первую очередь выделяет в природе динамическое начало и подчиняет ему обратный строй картины. Склон холма с прилепившимися к нему хижинами вздымается, как морская волна, клубятся облака, вьется кольцами дым. выходящий из трубы, жгутами скручиваются кусты и деревья.
Работам Ван Гога предшествующих лет была присуща повышенная интенсивность цвета; в 1890 году он переходит к более спокойной гамме, построенной на сочетании зеленых, голубых, оливковых тонов, но зато резко возрастает и достигает, кажется, предела экспрессивность его живописной манеры. Энергичные, пастозные, как бы пульсирующие мазки стремительным водопадом скатываются по кровлям домов, по склону холма, увлекая за собою взгляд завороженного зрителя.
Картина Ван Гога требует от смотрящего прежде всего активного эмоционального соучастия, сопереживания. Ван Гог долгое время жил и работал во Франции, сильнейшее влияние на него оказала живопись французских импрессионистов. Но истоки его творчества были иными – они связаны с искусством северных стран. Творчество Ван Гога сохранило эту преемственность и в свою очередь оказало громадное влияние на европейское искусство. Однако в отличие от Франции, где живопись в XX веке развивалась в основном под знаком Сезанна, оно получило наиболее широкое признание в Германии, Бельгии и скандинавских странах “Хижины” созданы в последний год жизни художника.
Неистовая красочность предыдущего этапа сменилась более сдержанной цветовой гаммой. В картине нет резких контрастов, она написана в светлых и спокойных голубых, желто-зеленых и оливковых тонах.
Единственное яркое пятно-красная черепичная крыша одного из домов да синий цвет неба у верхнего края картины, усиленный художником до пронзительного ультрамарина. Но эта сдержанность колорита сочетается в “Хижинах” с бурной динамикой композиции, живописной трансформацией предметного мира, неистовым темпераментом исполнения. Экспрессия буквально пронизывает все полотно.
Клубятся облака, свивается в кольца белый дым, поднимающийся из трубы, жгутами скручивается зелень деревьев и кустарника. В картине Ван-Гога нет ни одной прямой линии.
Движение приобретает всеохватывающий и всепоглощающий характер. Гряда облаков, далекий край холма, линия высоких кровель ниспадающими кривыми пересекают плоскость картины, усиливаясь в своей стремительности, по мере приближения к переднему краю. А здесь сама почва, волнистая, словно бурное море, обрушивается на пространство переднего плана потоком тяжелых, густых, пастозно-рельефных мазков.
Ни один живописец не сравнится с Ван-Гогом в смелости, с которой он претворяет субъективные чувства в трагедию космического масштаба. Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.