Представитель течения постимпрессионизма, художник отходит от концепции мгновенной передачи чувственно – эмоциональной картины мира. Он пытается передать глубинно – философский смысл бытия. Становятся ненужными мелкие детали, правила физиологического строения тела и центральные фигуры композиции.
На первый план выходит передача информации с помощью цветовых пятен с условным обозначением фигур и лиц. Основную смысловую нагрузку теперь несет цвет и общая наполненность картины.
«Танцевальный зал» в полной мере соответствует этим концепциям. Цветовые пятна внутри четкого контура напоминают витражи. Большое скопление людей на небольшой территории должно излучать веселье. Ведь именно за ним пришли все посетители зала.
Однако, от картины веет тоской и неопределенностью. Создается ощущение потерянности человека в безликой массе ему подобных. Яркие цвета нарядов звучат резким диссонансом с тоскливым и потерянным выражением лица дамы в желтой шляпе.
Нет ни одного четко выписанного лица, и посетители представляются усредненной толпой со стадными инстинктами. Это подчеркивается цветовой схожестью нарядов и аксессуаров. И чем дальше в глубь зала устремляется взгляд, тем больше люди теряют человеческий облик, превращаясь в случайный набор цветных клякс.
Яркость и праздничность картины являются прикрытием человеческой тоски и одиночества, невозможности найти родственную душу среди огромного количества людей. Каждому нет дела до того, кто рядом и лишь мишура праздника скрывает этот факт
На этой картине, написанной в 1888 году в Арле, художник изобразил древний амфитеатр, на котором устраивались бои быков. Точка зрения выбрана таким образом, что главным действующим лицом становится публика.
Исследователи считают, что среди зрителей Ван Гог изобразил многих своих знакомых, изображения которых можно увидеть и на других картинах художника этого периода. Ван Гогу прекрасно удалось в позах и жестах людей, в пестроте ярких пятен передать оживленный шум человеческой толпы.
Действие, происходящее на сцене, имеет второстепенное значение для художника. Он помещает его в правый верхний угол и очень обобщенно изображает фигуры тореадоров с быками. Тем не менее, яркое желтое пятно сцены выделяет ее из общей композиционной массы, ведь именно зрелище является тем, что объединило всех находящихся на арене людей.
Ван Гог использует яркие контрастные цветовые сочетания, которые усиливают ощущение праздничного оживления. Известно, что картина была написана под влиянием творчества Гогена, который в то время жил в Арле в желтом доме Ван Гога. Влияние друга очень сказалось на живописной манере: Ван Гог использует обобщенные пятна, более простые цвета.
Детали картины обведены темным контуром, что так же приближает картину к произведениям Гогена.