Описание картины Виктора Борисова-Мусатов Водоем - Анализ картин
Описание картины Виктора Борисова-Мусатов Водоем

Описание картины Виктора Борисова-Мусатов Водоем

Водоем — Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Холст, масло. 177 x 216 см.

Елена Владимировна Александрова согласилась стать его женой. Художнику позировали его сестра, Елена Борисова-Мусатова, и невеста, воплотившие собой образы Вечной женственности.

Несмотря на то, что полотно было написано с натуры — существующего в действительности парка с водоемом и реальных женщин, все усматривали в нем нечто не от мира сего. Загадочные полуреальность и вневременность картины стали самым поэтическим проявлением символистского видения мира грез.   Водоем, чьи очертания в действительности являлись идеальной окружностью, художник изображает в виде большого овала, выходящего своими краями за пределы холста. Этой геометрической форме, так любимой Мусатовым, вторит аналогичная, но меньшая по размеру юбка одной из героинь, уложенная красивым овалом. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению.

Своеобразное построение композиции — исключение линии горизонта из картины — важный прием. Используя его, живописец сознательно сближает первый и второй планы, делая полотно более плоским.

Героини, расположенные на первом плане, находятся ниже пруда, а сама водная гладь, безмятежная и чистая, как небо, буквально нависает над ними. В результате создается иллюзия настоящего зеркала, приподнятого и поставленного вертикально. Из обычного пейзажа рождается совершенно иной образ, новая реальность — что было очень свойственно художникам-символистам.

Картина Виктора Борисова-Мусатова «Водоем» была создана в один из самых счастливых этапов жизни живописца. Любимая женщина, которая тоже оказалась художницей, согласилась стать его женой, а задумка произведения возникла в имении одной из княгинь, где он пробыл все летнее время вместе с родными людьми.

Две молодые женщины, изображенные на картине, не плод воображения художника, а реальные люди: посередине сестра художника, а справа его будущая супруга. Озеро представляется нам спокойным и неподвижным.

Водоем представляет собой идеальный овал. Автор полотна любил геометрические формы, поэтому форму овала можно увидеть на складке одежды невесты художника, а сама складка напоминает волну, которая контрастирует с отблесками водной глади. Ритмичная перекличка с девушкой, которая стоит, достигается путем вертикальных отражений стоящих неподалеку деревьев.

Живописец использует удивительный прием: молодые дамы изображены будто бы близко, а озеро мы наблюдаем как будто с высоты. Поэтому получается, что озеро стоит в вертикальном положении и представляет из себя зеркало, в котором мы видим отражения не девушек, а голубого неба и деревьев. Пейзаж на картине представлен только в этом водном зеркале.

Автор не посчитал нужным изобразить линию горизонта и добился ощущения того, что перед нами не реальный мир. Может показаться, что вся эта история из подводного мира. Насыщенные темно-синие цвета одежды находящейся на земле девушки играют в перекличке с отражениями неба в водной глади, а белая кружевная накидка играет с воздушными облаками.

Если обратить внимание на лица девушек не только на этой картине, но и на других произведениях живописца, то можно найти общее между ними: все эти лица выражают чувство некоторой отчужденности от обычного течения жизни. Девушка на земле глядит куда-то далеко вопросительным взглядом, а другая стоит, понурив голову, лицо же ее будто окутывает туманная нега. Появляется ощущение гармонии и абсолютной красоты. Время как будто остановилось.

В озере отражаются полное счастье, спокойная мелодия жизни. Главная идея автора – красота обречена, если нет того, кто бы сумел отразить ее. Движущие силы, которые образуют кругообразную троичность: бездна озера, безграничность небесной синевы и непомерное изящество человека. Картина не только вывела художника на новый уровень мастерства, но и заняла особое место в русской живописи.

Написанием картины автор занялся в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной в усадьбе Зубриловка. Борисовым-Мусатовым были изображены его сестра и Елена Владимировна Александрова. Картина написана вскоре после того, как Елена дала согласие стать невестой художника. В рисунке все детали демонстрируют воспеваемую его автором женственность.

Многим зрителям, в особенности увидевшим картину в оригинале, она показалась не совсем реальной, в ней видели что-то сказочное и отстраненное от времени. Видимо, хотя полотно писалось целиком и полностью с натуры, эта особая атмосфера объясняется духовным состоянием художника во время его творчества. Изображение передает его видение мира: поэтическое и возвышенное.

В композиции отсутствует линия горизонта, что позволяет максимально слить воедино передний и задний план. Фигуры в картине дополняют друг друга: водоем, выходящий за пределы полотна, имеет овальную форму, как и аккуратно уложенная юбка одной из героинь. В отличии от всего вокруг, спокойного и утонченного, она вся в извилистых складках, которые добавляют динамики картине, как, например, небольшая рябь делает живее тихий морской пейзаж. Вообще, отсутствие природного пейзажа как такового компенсируется отраженными в водной глади деревьями, небольшими кустиками и зеленоватой травой.

Героини находятся рядом с прудом, на переднем плане картины. И несмотря на то, что водоем изображен совсем рядом, он может показаться безмятежным небом, которое буквально нависает над барышнями. И вот это уже совершенно иной пейзаж, в котором дамы стоят на небольшом холме, за которым может быть что угодно. Но скорее всего – лес, некоторые деревья из которого устремились в самое небо. Таким образом, художник-символист смог создать пейзаж, предстающий в совершенно разных вариантах, зависящих от фантазии зрителя.