Описание картины Федора Семеновича Богородского Братишка -
Описание картины Федора Семеновича Богородского Братишка

Описание картины Федора Семеновича Богородского Братишка

Картина – автопортрет Федора Семеновича Богородского «Братишка» выполнена маслом в 1932 г. Жанр – портрет.

Произведение представляет собой романтический автопортрет, олицетворяющий героя Первой мировой и Гражданской войны – важной темы в творчестве художника.

В центре картины – моряк в небрежно откинутом с одного плеча пальто, тельняшке, матроске со спадающей вниз георгиевской лентой. Грудь обернута пулеметной лентой, на поясе – пистолет и серая блестящая граната. Левая рука поддерживает винтовку.

Взгляд моряка пронзает зрителя, покоряет равнодушием, умудренностью опытом и знанием, известным только герою. Один глаз немного прищурен, бровь приподнята – портретируемый как будто оценивает зрителя. Жизнь моряка – одинока; он и зритель живут в разных, не пересекающихся друг с другом мирах. Так случилось, что сейчас они встретились друг с другом, но еще мгновение, и их пути разойдутся. Моряк останется в мире моря, штормов, ветра и выживания. Зритель уйдет в свой тихий спокойный дом, но из его души вряд ли скоро исчезнут переживания напряжения и драматизма, рожденные встречей.

Картина наполнена эмоциональностью и страстью. Герой не свободен, он покорен своей неспокойной и тяжелой судьбе. Напряженность, готовность бороться до последнего присутствуют в глазах героя, плотно сомкнутых губах, волевом подбородке. Мотив повторяются в лежащих на коленях блестящих, обветренных руках с подчеркнуто длинными и ровными ногтями. Находит выражение в фоне, выполненном небрежными широкими коричневыми мазками. Отражается в блестящей гранате, пулеметной ленте, винтовке.

Цветовая гамма произведения также направлена на передачу напряжения и силы героя. Яркие насыщенные цвета, широкие мазки с тональными переходами дополняют впечатление.

Работа хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Сочинение по картине

Отсутствие сложной событийности – характерная черта многих тематических полотен 1920-х годов. Чаще всего художники, и Богородский в том числе, акцентируют не исключительность события, а исключительность времени, в котором это событие протекает.

Он стремится выразить общую суровую атмосферу, которая окружает его самого и героев его картин. «Братишка» – автопортрет художника. Картина написана через 10 лет после его пребывания на посту комиссара Донской и Волжско-Каспийской флотилий.

Образ революционного матроса, «братишки», близок художнику, это своеобразный портрет-тип. Полотно вызывает симпатию зрителей, хотя говорить о живописной или композиционной многозначительности не приходится.

На выставки и в музеи пришел новый зритель, и художники АХРР стремились художественными средствами приблизить произведения искусства к этим зрителям. Живописный строй картины незамысловат, хотя И. Грабарь увидел в самой личности Богородского много интересного. «Его повышенный жизненный тонус отражается на всем, к чему он прикладывает руку», – писал Грабарь.