Описание картины Питера Брейгеля Мизантроп - Питер Брейгель
Описание картины Питера Брейгеля Мизантроп

Описание картины Питера Брейгеля Мизантроп

Одна из последних картин художника, написана за год до смерти. В ней, как и в многих других своих произведениях, Брейгель размышляет о человеческих пороках и бренности человеческой жизни. На картине изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.

Карлик вписан в сферу с крестом – это символическое изображение порочного мира.

Монах-отшельник в низко надвинутом на лицо капюшоне занимает доминирующее положение. Кисти рук сложены в молитвенном жесте, нарочито декламирующем благочестивый характер этого персонажа. Однако благочестие оказывается лицемерным: позади из-под монашеского одеяния высовывается туго набитый кошелек красного цвета в форме сердца.

Возможно, здесь Брейгель опирается на сентенцию “Где кошелек, там и сердце”, восходящую к Евангельскому тексту.

Фраза на нидерландском языке, размещенная в нижней части картины, гласит: “Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах”. Буквы нанесены посторонней рукой и возможно, в более позднее время, однако считается, что смысл этой надписи совпадает с тем, что хотел показать художник.

Как бы мизантроп не хотел отрешиться от мира, он не может этого сделать. Коварство мира символизирует не только карлик-воришка, но и три ловушки-чеснока. которые разложены по пути следования мизантропа. Двуличный образ монаха намекает на то, что картина содержит сатиру на духовенство. Угрюмый мизантроп контрастирует с пастухом, охраняющим овец на заднем плане и преисполненным заботы о своих подопечных.

По традиции, идущей еще от Ветхого Завета, в образе пастуха аллегорически изображался Христос.

Круглая форма картины нетипична для Брейгеля. Если судить по дошедшим до нас работам, он использовал ее всего дважды. В 1558 году во время подготовительных работ к картине “Фламандские пословицы” и в этой работе десятью годами спустя.

Здесь он возвращается также к оставленной технике – пишет не маслом по дереву, а темперой по холсту.

Самый известный нидерландский живописец и график XVI века предпочитал больше писать жанровые сцены, созданные из мироощущения и настроения народа в период буржуазной революции.

От написания сатирических рисунков, он перешёл к более серьёзным и сдержанным по смысловой нагрузке картинам с целостным сюжетом.

Мощные жизненные силы, неиссякаемое жизнелюбие и достоинство народа художник отображает на многих своих полотнах. Огромный отпечаток, с сочетанием трагизма и скорби, на его творчестве отложил испанский терро в нидерландских деревнях.

Брейгель всегда размышлял о людских греха и глупостях, а также бренности жизни человека.

На картине «Мизантроп» художник изобразил злого на жизнь карлика, который крадёт кошелёк у идущего угрюмого старика. Картина наполнена тёмной иронией и сарказмом, однако, что именно хотел выразить Брейгель – до сих пор не ясно. Но с другой стороны, можно расценивать картину, как указание автора на лицемерную добродетель старика, который кидает несчастному кошелёк, не делая тем самым добро, а указывает тем самым на пороки карлика, хотя сам он не замечает своих изъянов.
Безусловно, главную роль в этом сюжете играет лицемерный старик монах, одетый в черную рясу, медленно шагающий по своей «жизненной дороге». Также видно его красный кошелёк, который полностью заполнен деньгами. Этот кошелёк пытается украсть оборванец, находящийся окруженный символическим шаром, символизирующий мир.
Вдалеке виднеется фигура Доброго Пастыря, который вывел на прогулку отару овец. Этой сценой художник показывает зрителю смысл добра и зла в жизни людей, сопоставляют происходящее на заднем и переднем фонах.