Описание картины Иеронима Босха Блудный сын - Картины голландских художников
Описание картины Иеронима Босха Блудный сын

Описание картины Иеронима Босха Блудный сын

Блудный сын — Иероним Босх. 1510. Доска, масло. 71 x 70,6 см.

При названии «Блудный сын», в первую очередь, перед внутренним взором обычно предстает картина великого Рембрандта. Однако и до него на эту библейскую тему создавали множество полотен. Один из таких шедевров – это картина Босха позднего периода его творчества.

Этот шедевр обнаруживает несомненное сходство с другой его работой – «Воз сена». На створках триптиха изображен аналогичный персонах, даже поза и цветовая гамма очень похожа и повторяется если не в точности, то в общих чертах.

Хотя изображение и называется «Блудный сын», к библейской притче оно не имеет прямого отношения. Здесь скорее уместно название «Путник» или «Пилигрим», как, впрочем, эту картину раньше и называли. Базируется такое название на глубоком религиозном представлении Босха о том, что человек всего лишь гость на этой земле, путник, который должен пройти свой земной путь перед тем, как заслужить жизнь вечную на том свете.

Путник, который запечатлен художником, согнут в дугу от невзгод, оборван и залатан. Весь свой нехитрый скарб он несет с собой, опираясь на палку. Путник худой, а его одежда и обувь старая и потрепанная, у него даже башмаки разные и штанина рваная. В руках он держит такую же невзрачную серую шляпу с намеком на перо. Но он вооружен неплохим ножом, что должно символизировать желание человека защищаться от нападок и угроз судьбы.

Окружение главного персонажа – это ключ к пониманию смысла изображения. Если не всматриваться в детали, можно решить, что этот человек с сожалением покидает родной дом, оборачиваясь на него в последний раз в надежде запомнить навсегда.

Но стоит внимательнее рассмотреть все подробности, как становится понятно, что изображено здесь совершенно другое. Несмотря на то, что во дворе из корыта ест тощая свинья со своими не менее тощими поросятами, возле путника слоняется собака, а сзади в загоне стоит корова, это явно не ферма. Скорее, это сельский кабак, придорожная таверна. Об этом говорит изображение мужчины, справляющего малую нужду за зданием, и второй господин, тискающий в дверях податливую женщину. Тогда становится понятно, что таверна – это символ греховности, а путник, с такой тоской оглядывающийся на нее, это грешник, бегущий от соблазнов этой жизни.

Художник Иероним Босх в сюжетах своих картин всегда оставлял для зрителя загадки и места для размышлений. При помощи кисти он не только мастерски писал красивые изображения, но и вкладывал в них глубокие аллегории, понятные далеко не каждому ценителю искусства.

Сцену возвращения блудного сына он также увидел и донес до зрителя в своей сложной и загадочной манере исполнения.

Главный герой этого полотна — блудный сын. Он решил покончить с жалким прозябанием и вернуться к порядочной и чистой жизни. Мужчина выглядит очень худощавым и сутулым. Это признак того, что скудных грошей, которые у него иногда появляются, не всегда достаточно для покупки еды.

Одежда странника находится в весьма плачевном состоянии. Она потрёпана, растянута и местами порвана. Но вряд ли у него есть сменное белье.

Перед отправкой в далекий путь, к родному отцу, герой бросает прощальный взгляд на место своего пребывания. Отныне он не переступит порог этой грязной таверны. Его уход привлек внимание одной женщины. Она смотрит из окна постройки, приходящей в упадок, и, возможно, даже завидует герою.

У него хватило сил вырваться из этого злополучного места. Остальным обитателям скверного приюта нет дела до происходящего. Они не задумываются о нравственности и ни стремятся изменить свою жизнь.

По выражению лица путника можно понять, что он устал влачить свое жалкое существование и он презирает злачный двор, со всеми, живущими на нем, душами. Но намек на улыбку и приподнятые брови говорят о том, что тяготы судьбы не до конца погасили его дух и стремление к лучшему. Теперь он многое понял.

Иероним Босх был глубоко верующим человеком. В смысл своей картины он хотел вложить не только описание известной притчи. Путь от зла к добру и от греха к Господу всегда тернист. И только прошедший его до конца получит долгожданное счастье.