Описание картины Франсуа Буше Мадам де Помпадур - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Описание картины Франсуа Буше Мадам де Помпадур

Описание картины Франсуа Буше Мадам де Помпадур

Франсуа Буше – весьма многогранный французский художник. Основу его творчества составляют картины с мифическими и библейскими сюжетами; любил он также изображать повседневную деятельность жителей Парижа и пасторальные сценки, часто брался за портреты. Фаворитка Людовика Пятнадцатого маркиза де Помпадур являлась его преданной почитательницей и подругой; Буше занимался украшением ее резиденции и написал несколько парадных портретов маркизы. Настоящее имя Помпадур – Жанна-Антуанетта Пуассон. В течение почти двадцати лет она имела огромное влияние как на короля и принимаемые им решения, так и на государственные дела и жизнь королевства. Король подарил Жанне-Антуанетте усадьбу Помпадур и даровал титул маркизы, после чего она получила официальный развод от своего мужа. Живопись была предметом особой страсти этой женщины, она задавала моду всей Европе, ее именем назывались прически, интерьеры, костюмы. Любимым стилем фаворитки был рококо, и она покровительствовала не только Буше, но и всем представителям этого направления. Франсуа Буше всегда писал маркизу в серебристых, синих и зелено-оливковых тонах. Судя по всему он не стремился в точному портретному сходству – на портретах других художников де Помпадур выглядит немного иначе, грубее и жестче. Буше идеализировал и отчасти обожествлял свою покровительницу и подругу, воспроизводя модный в то время стандарт женской красоты – кукольное фарфоровое личико, огромные миндалевидные глаза, небольшой носик и маленький пухлый рот, капризное выражение лица. Сама Жанна-Антуанетта часто отмечала, что Буше рисует ее «очень красивой, но не очень похожей». Все изображения маркизы отличаются от других портретных работ автора – им присуща некоторая интимность, камерность, отчасти чувственность. Однако практически всегда он изображал фаворитку короля в одной и той же позе, чаще с книгой в руке – менялись только наряды. Лица на портретах тоже почти не отличаются – такое ощущение, что за десять с лишним лет женщина совсем не постарела.

Самый знаменитый портрет маркизы де Помпадур – в сине-зеленом платье с легким серебристым отливом, украшенном бледными розами. Маркиза полулежит на полосатой кушетке, задумчиво глядя вдаль, в ее правой руке – раскрытая книга. Можно не сомневаться, что наряд Жанны-Антуанетты – квинтэссенция моды тогдашнего времени. Розовые с серебром кружева, бант на шее из того же нежного материала, множественная нитка белого жемчуга на запястье, цветы в аккуратной прическе. Маркиза выглядит немного вычурно – многие в Париже смеялись над ее мещанской манерой одеваться, но что удивительно, проходило несколько месяцев – и снова копировали ее стиль.

Буше прекрасно передает ощущение чистоты и свежести, исходящее от де Помпадур. Именно маркиза ввела во Франции моду мыться чуть ли не ежедневно – до того времени дамы заглушали неприятные запахи собственного тела, с головы до ног поливаясь духами. Аромат во время балов стоял ужасающий. Фаворитка же короля благоухала розами, выгодно отличаясь от прочих женщин – и постепенно мода на ежедневное мытье наповал сразила весь Париж. На данном полотне маркиза изображена уверенной и спокойной, слегка задумчивой и мечтательной; несмотря на некоторые известные огрехи в реалистичности, художнику удалось схватить суть ее характера. Именно благодаря этим чертам своей натуры маркиза фактически правила страной в течение двух десятков лет, предоставив королю возможность бесконечно развлекаться и праздновать.

Портретная живопись не была “коньком” Буше. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. На половине из них изображена мадам Помпадур, что, несомненно, свидетельствует о близкой дружбе между художником и любовницей короля.

Картина, которую вы видите перед собою, – последний портрет мадам Помпадур.

Одно время это полотно висело в Версале, а поем смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: “Я выгляжу здесь красивой, но совершенно не похожей на себя”.

Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты.

С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой – окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии “официальной фаворитки”.

Будучи “деюре” всего лишь маркизой, “де факта” она получала почести, подобающие герцогине. Впрочем, с портрета 1759 года на нас глядит, скорее, не властная и честолюбивая особа, но умная, образованная, обладающая тонким художественным вкусом дама. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных “птицам такого полета”.

Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля.

Картину «Портрет мадам де Помпадур» написал французский художник Франсуа Буше в 1756 году.

Сама женщина была хорошей приятельницей Франсуа Буше, поэтому ее он писал часто, вернее, практически все его портреты – отображение лица именно мадам де Помпадур.

Кроме того, она была любовницей Людовика XV в течение 5 лет. На протяжение всего этого времени женщина помогала королю в политических делах, всегда была рядом и имела влияние на его высокую персону.

Жизнь мадам де Помпадур характеризовали по-разному: одни считали ее исключительно замечательной женщиной, восхваляли, говорили, что она очень умна и ценили за учтивость и доброту. Другие же, наоборот, говорили, что это ужасная женщина, щедрость ей не знакома, а месть – ее лучшая подруга.

На портрете натурщица – в своем роскошном будуаре полусидя, облокотившись на руку, расположилась на кушетке, увлекшись чтением книги. Все ее убранство, включая расшитый будуар, однозначно говорят об изысканной моде тех времен.

Эта дама – из тех, кто вошел в историю. Именно она ввела для женщин обычай частого мытья, тогда как раньше было принято запах перебивать. Кроме этого, туфли, в которых изображена Помпадур, – тоже собственное модное изобретение.

Благодаря чистоте тела, от мадам всегда исходил приятный запах; как говорили – она «благоухала розами». Именно для того, чтобы передать это благоухание, на платье изображены розы, а несколько цветков брошены у ее ног.

Портреты Буше отличаются тем, что в сюжете не отображен повседневный быт, он старается не показывать усталость и тяжесть ежедневных работ. Даму он изобразил поразительно спокойной и уравновешенной. Даже сама мадам де Помпадур говорила, что Буше писал ее красиво, но непохоже.

Однако не только ее писали в таком виде. В то время лица на портретах были практически неотличимы друг от друга. На протяжение 10 лет, которые Буше писал мадам Помпадур, ее лицо в картинах ничуть не изменилось.

Образованность этой женщины несомненна. Это легко можно определить по потрепанной книге в ее руках и заполненной томами полке за спиной.

Картина выполнена в приглушенных и коричневых тонах. Палитра выражает спокойствие и надменность. Дама сидит в платье иссиня-зеленого цвета, дерзко выделяется, выглядит величественно. Буше писал ее как Женщину с большой буквы, и никак иначе.

Франсуа Буше нельзя назвать портретистом. В портретном жанре он работал, но из 1000 созданных им за всю жизнь картин, наберется едва ли 15 портретов. Так что портрет «Мадам де Помпадур» — редкая, почти уникальная работа.

С фавориткой короля Буше был дружен. Именно мадам Помпадур привлекла художника вместе с другими выдающимися деятелями искусства ко двору Людовика XV. Великая любовница, собственно любовницей короля была не более 5 лет, но на всю жизнь сумела сохранить своё влияние на венценосную особу, давала дружеские советы и решала множество политических вопросов. Те, кому она благоволила, считали её умной, тонкой и благодетельной, те, кто не пришелся ко вкусу дамы, обвинял её в мстительности, мелочности и цинизме. Сегодня сложно правдиво и точно нарисовать психологически и моральный портрет этой выдающейся женщины, но Буше, несомненно, принадлежал к когорте почитателей Помпадур. Это заметно и по портрету, выполненному мастером. Близкое знакомство художника с покровительницей произошло в 1748 году, когда мастер занимался оформлением ее покоев.

Буше представляет нам фаворитку в самом лучшем свете. Героиня изображена в будуаре, полусидящей на своём диване. На ней изысканный, роскошный наряд, украшенный кружевами. В волосах и на шее украшения, жемчуг на запястье. Можно не сомневаться, что госпожа де Помпадур облачена во все самое лучшее и дорогое. Необычные туфли на каблучке, но без задника на ногах — это фасон, который ввела в моду именно Помпадур. Обилие роз на портрете не случайное совпадение. Говорят, что среди грязи и неприятных запахов Версаля, мадам благоухала словно роза. Именно она стала приучать придворных мыться. Вот и на своём портрете героиня будто дышит свежестью, чистотой, тонкими ароматами.

Портрет Буше не является каким-то глубоким психологическим исследованием. Здесь нет двойного дна. Однако художник и не льстит своим героям — Помпадур представлена уверенной женщиной, самодостаточной и спокойной. В руках её книга и видно по страницам, что она действительно провела немало времени за чтением. Это говорит об образованности и эрудированности героини.

Похожа ли дама с портрета на реальную особу? Сложно сказать что-то уверенное на этот счёт. Сама мадам в письмах упоминала, что Буше изобразил её слишком красивой и оттого не очень похожей. Кокетничала ли фаворитка? Не понятно, но в историю Помпадур вошла, как дама с острым и холодным умом…