Картина французского художника Франсуа Буше “Юпитер и Каллисто”. Размер картины 98 х 72 см, холст, масло. В 20-30-е годы 18 столетия во Франции складывается стиль рококо, достигающий расцвета к середине века.
Для стиля жизни этого времени характерно стремление к роскоши, изощренным, прихотливым формам.
Особенность живописи рококо – ее тесная зависимость от архитектурно-декоративного окружения. Станковая картина создавалась в это время прежде всего как деталь украшения интерьера дворянского особняка, наряду с мебелью, фарфором, гобеленами и шелковыми тканями. Самым ярким художником стиля рококо был Франсуа Буше, который, помимо живописи, работал во всех видах декоративного и прикладного искусства: он создавал картоны для шпалер, расписывал веера, рисовал эскизы для севрского фарфора, исполнял миниатюры и декоративные росписи интерьеров, был талантливым гравером и скульптором.
В картине “Юпитер и Каллисто” Франсуа Буше обратился к “Метаморфозам” римского писателя Овидия, пересказавшего миф о боге Юпитере, который, влюбившись в нимфу Каллисто и желая ее соблазнить, принял облик богини Дианы. Художник интерпретировал чувственный эпизод античной мифологии в характерном для рококо поверхностном, игривом духе. Грациозные, изящные фигурки его античных героинь похожи на фарфоровые статуэтки.
Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зеленым тонам. Каллисто – в греческой мифологии аркадянка, дочь Ликаона, находилась в числе спутниц Артемиды-охотницы, была обращена женой Зевса, богиней Герой в медведицу за несохранение девства и за то, что родила от бога-громовержца Зевса Аркаса и Пана. Когда Аркас, воспитанный Майей и Гермесом, и не знавший Каллисто после рождения, хотел убить ее, Зевс перенес обоих на небо созвездиями: Каллисто – большой Медведицей, Аркаса – Арктуром.
Преследовавшая своим гневом аркадянку Каллисто богиня Гера лишила ее возможности освежаться часть суток в волнах океана; поэтому большая Медведица никогда не заходит.
В начале восемнадцатого века во Франции самым популярным стилем в искусстве был рококо. Для рококо характерно изображение роскоши, пресыщенности, обилие декоративных элементов, прихотливые формы. Картины в тот период служили в основном украшением интерьера. Персонажи изображались похожими на фарфоровые статуэтки; в то же время для тел на картинах типичны пышные, чувственные формы. Сюжеты живописных полотен чаще всего пасторальны. В качестве фона чаще всего используются живописные лужайки, окаймленные деревьями, кустами; река или ручей также являются обязательными элементами пейзажа.
Франсуа Буше был самым ярким художником эпохи рококо. Помимо живописного творчества, он создавал эскизы для росписи фарфора и гобеленов, увлекался скульптурой, создавал гравюры, расписывал интерьеры. Для всех его работ характерны светлые розовые, голубые и нежно-зеленые тона.
Сюжет картины взят из древнеримского мифа. Согласно легенде, бог Юпитер воспылал страстью к нимфе Каллисто, и чтобы не напугать ее, появился перед желанной девушкой в облике богини Дианы. В женском образе бог пытался соблазнить Каллисто. Нимфа, будучи спутницей Дианы, сопровождала ее на охоте и потому не была удивлена появлению госпожи. Так Юпитеру удалось соблазнить возлюбленную, давшую обет девственности. Французскому обществу миф был широко известен благодаря «Метаморфозам» Овидия.
Буше изобразил двух флиртующих девушек на фоне пасторального пейзажа; группа амуров выполняет декоративную задачу, внешне напоминая венок или цветочную гирлянду. В юных героинях нет ничего божественного или величественного; вероятнее всего, художник довольно точно передал облик французских натурщиц, позировавших для произведения. Принято считать, что оценить красоту подобных полотен можно только в соответствующих интерьерах, частью которых они и были.
Картину “Юпитер и Каллисто” написал французский художник Франсуа Буше в 1744 году.
Работа “Юпитер и Каллисто” вышла из-под кисти мастера рококо на самом пике его популярности.
1740-е годы были особенно успешны для Буше: его пасторали, аллегории и мифы на холстах, переданные изящно и со вкусом, приобрели покровительство самого Людовика XV и обеспечили известность в высших аристократических кругах.
“Юпитер и Каллисто” – художественное изображение древнеримского мифа “Метаморфозы” Овидия, где Юпитер, желая прекрасную Каллисто перевоплотился в ее подругу – богиню Диану и очаровал нимфу, что должна была хранить целомудрие.
Франсуа Буше удалось передать сцену двух с двумя девушками невероятно чувственно и игриво. Лесная опушка, сень цветущих кустов. Обращенный Юпитер приобнимает желанную нимфу незаметно властно и двусмысленно. Вокруг них вьются маленькие Амуры, они плетут венки и гирлянды из растущих тут же цветов. Их наличие венчает буквально кожей ощутимую страстно-любовную атмосферу.
Коварство, предваряющее эту сцену, олицетворяет орел – символ самого Юпитера, более того – его верный помощник и слуга. Хищная птица поначалу незаметна, но после начинает резко контрастировать с романтической сценой и даже палитрой остального сюжета.
К слову, многие произведения Франсуа Буше изображают мощного орла, что символизирует присутствие в сюжете бога-громовержца.
Несмотря на обман перевоплощения и страшную, затаившуюся в кустах птицу, сюжет абсолютно изысканен, почти воздушен. Композиция и стилистическое отражение безупречны. Картина создавалась ради украшения аристократических интерьеров и не содержит резкие формы, мощную динамику поз или кричащих пятен палитры. Напротив: каждая деталь вторит томной неге и релаксу грациозных тел.
Палитра мягкая, пудровая – голубой, розовый, зеленый. Этот набор идеально вписывается в любой интерьер рококо.
Полотно хранится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Картина «Юпитер и Каллисто» написана мастером эпохи рококо на пике его славы и успеха. В 1740-х годах звезды были благосклонны к Франсуа Буше, его любовь к пасторальным, аллегорическим и мифологическим сюжетам, написанным в изящной и тонкой манере, обеспечили особое покровительство короля Людовика XV и интерес высшей аристократии к его работам.
Полотно Франсуа Буше «Юпитер и Каллисто» создано в 1744 году и представляет собой художественное воплощение «Метаморфоз» Овидия, рассказавшего древнеримский миф о любви Юпитера к прекрасной нимфе Каллисто. Мечтая соблазнить девушку, Юпитер обратился в подругу нимфы – богиню Диану. Образ богини-охотницы позволил приблизиться любвеобильному богу к Каллисто и увлечь нимфу, обязанную хранить целомудренность.
Художник чувственно и игриво изобразил встречу двух девушек на лесной опушке. Юпитер в облике Дианы покровительственно и двусмысленно обнимает юную Каллисто. Вокруг расположились маленькие Амуры, вьющие из лесных цветов гирлянды и венки, подтверждая своим присутствием царящую вокруг атмосферу страсти и любви. О коварном превращении напоминает лишь хищная птица за спиной Дианы. Орел – это символ Юпитера, его верный слуга. На многих картинах Буше изображение могучего орла становится особым знаком, означающим присутствие бога-громовержца.
Полотно представляет собой безупречное и изысканное зрелище. Написанная для украшения интерьера картина «Юпитер и Каллисто» отличается отсутствием резких форм, динамичных поз и кричащих красок, каждый элемент говорит о томной неге, отдыхе и грациозной расслабленности. Цветовая гамма решена в мягких голубых, пудрово-розовых и нежно-зеленых тонах. Такая палитра с легкостью вписывается в модный интерьер эпохи рококо, радуя глаз ненавязчивой красотой и изяществом.