1884. Холст, масло. 16 x 24. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В 1884 году Крамской, страдая «сердечной и грудною болезнью» по совету доктора С. П. Боткина совершает ставшую последней свою заграничную поездку на юг Франции вместе со своей дочерью Софией, впоследствии ставшей художницей.
Будучи проездом в Париже, он останавливается у художника-пейзажиста А. П. Боголюбова.
Живя в маленьком французском городке Ментона на берегу Средиземноморья, Крамской проходил лечение под наблюдением русских врачей, а в свободное время давал уроки рисования своей дочери. Там был написан на небольшом кусочке картона последний автопортрет художника. Напоенный трепетным светом, он привлекает изысканностью и тонкостью письма.
Художник изобразил себя перед мольбертом, на котором стоит неоконченный портрет девушки в розовом платье и белой шляпке. Кисть художника бережно касается полотна, и словно прочная нить связывает творца с его творением, искусство — с жизнью, настоящее — с будущим. Все тепло своего сердца передает живописец своему произведению, одухотворяя его, наполняя живым дыханием, запечатлевая прелесть мгновения, свежесть и чистоту юности. Зритель не видит лица художника, но с портрета мягко и задумчиво смотрит его дочь: все, что остается на земле от человеческой жизни — дети и дело, в которое вложена душа.