Картина Сальвадора Дали Очарованный берег с тремя жидкими грациями -
Картина Сальвадора Дали Очарованный берег с тремя жидкими грациями

Картина Сальвадора Дали Очарованный берег с тремя жидкими грациями

Картина «Очарованный берег с тремя жидкими грациями» была написана Сальвадором Дали в 1938-ом, в то смутное время, когда художник вынужден покинуть охваченную Гражданской войной Испании и жить в Италии и Франции, перед тем, как уехать почти на целое десятилетие в США.

Именно итальянское «изгнание» стало причиной того, что в «параноидально-критических» картинах Дали начинают появляться элементы итальянского Ренессанса и барокко — очень плотное знакомство с шедеврами величайишх живописцев прошлого дало о себе знать.

Интересно, что само название картины: «Очарованный берег с тремя жидкими грациями» должно неминуемо напомнить нам греческий миф о трех грациях-наядах, символизирующих очарование, радость, и красоту. Однако наличие определенных атрибутов, которыми снабжены мнимые грации свидетельствует об ином.

На деле перед нами три сестры Мойры, или три богини судьбы — Лахесис («дающая жребий» еще до рождения и отвечающая за прошлое), Клото («прядущая нить судьбы», отвечающая за настоящее) и Атропос («неотвратимая», то есть, определяющая будущее и время смерти — то есть, тот миг, когда ножницы в ее руке перережут нить, и жизнь человеческая прекратится).

При создании «судьбоносной» сестры справа Дали вдохновлялся одним из этюдов Леонардо. Лицо ее, как несложно заметить, образовано отверстием в скале и видным сквозь него на удалении пейзажем. Голова и лицо средней сестры, Клото, образованы изображением лошади и человеческих фигур, а опущенная голова Атропос, расположенной слева, являет собой один из валунов, примостившихся у более крупной скалы.

Интересно что оба черных валуна в сочетании с растопыренными пальцами Атропос, воспринимаются, как череп, что не случайно: Атропос определяет смертный час.

Как видим, Сальвадор Дали продолжает совершенствоваться в создании «двойных образов» — занятии, в котором ему, надо признать, не было равных.

Рассматриваемая нами картина является переосмыслением древнегреческой мифологии. В традиционной культуре грации, они же наяды, олицетворяют радость, очарование и красоту. Но Сальвадор Дали отказывается от общепринятого прочтения и делает отсылку к другому мифу, повествующему о трех богинях судьбы, Мойрах, в чьих руках находится судьба каждого человека.

Фигура справа держит в руках длинный инструмент, на который будет плестись кружево человеческой жизни. Богиня по центру отмеряет судьбоносную нить. Ее образ символизирует жизнь человека от рождения. Фигура слева отвечает за смерть и принимает решение, когда нити нужно порваться.

«Жидкость» граций обусловлена тем, что их лица как бы вписаны в пейзаж. Лицо богини справа очерчено благодаря каменной арке, находящейся вдалеке. Черты прекрасного лица по центру формируются фигурами всадника, лошади и человека, бегущего за ними. У третьей грации мы не наблюдаем черт лица вообще. Ее голову заменяет темный камень. Это очень символично. Первые две фигуры олицетворяют жизнь человека с момента зарождения его души до последнего дня. Эта жизнь прекрасна, о чем можно судить по спокойной и располагающей мимике этих богинь и их изящным позам.

В облике обеих из них под невесомыми белыми одеждами скрываются женские силуэты. Красивые линии плеч, выпуклая и женственная грудь, пышные бедра – эти образы очеловечены и понятны каждому зрителю. В отличие от них, третья фигура практически бестелесна. Ее одеяние сливается с цветом песка. И на этом фоне отчетливо выделяются напряженные пальцы, сжимающие ткань платья и цепко держащие нить над головой. Смерть обезличена и безобразна, но в то же время неизбежна.

Эта картина – попытка осмыслить быстротечность человеческой жизни.