Картина Поля Сезанна Берег Марны - Поль Сезанн
Картина Поля Сезанна Берег Марны

Картина Поля Сезанна Берег Марны

Сезанна называют постимпрессионистом – учась у импрессионистов, проводя время в их обществе, участвуя в их выставках некоторое время, он все равно остался самим собой, не приобретя привычек, свойственных его коллегам.

В зрелые годы же обрел свой стиль, не похожий ни на чей другой, отточил его до тонкости. От импрессионизма в нем осталось немного – отказ от обилия черного цвета, разве что. Искрящейся же радости, пронизанных солнечными лучами красок он от импрессионистов не унаследовал.

Не унаследовал характер мазка, общую идеологическую направленность. Там, где они возводят в абсолют деталь, поднимают её на пьедестал, где сосредотачиваются на части, Сезанн выделяет целое, возводит в абсолют уже его. Не какая-то частность, через которую показывается весь мир, но весь мир, умещенный в одну картину, спрессованный, как под сильным давлением, свернутый в единое целое.

«Берег Марны» Поля Сезанна прекрасно иллюстрирует этот период его творчества. Пейзаж выглядит общим, не прописанным, лишенным деталей, и одновременно очень статичным. В нем преобладают горизонтальные линии (линия горизонта, линия берега реки, линия моста, линии дома), отражение в воде деревьев и земли дает дополнительную неподвижность. Краски – подобранные мастерки, создающие атмосферу покоя – преимущественно холодных оттенков, один и тот же цвет перетекает, встречаясь и в листве, и в воде, и в небе, придавая картине завершенность и целостность.

Постимпрессионисты отказываются от простой фиксации световых явлений, от передачи на холсте точных зрительных ощущений. Они стремятся к большему синтезу формы и цвета, желая придать изображению обобщающий характер, выразить представление о мире вообще. Картина «Берег Марны» написана на два года позднее «Стога сена» К. Моне, между тем и художественный замысел и живописный строй этого полотна принципиально иные.

Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Однако природа предстает иной, чем в картинах старых мастеров. Здесь нет иллюзорно написанной листвы.

Деревья в картине образуют обобщенную геометризированиую, словно граненую, массу. Сезанн заимствовал у импрессионистов очищенную от черного цвета палитру. Тем не менее колорит картины темный и холодный: доминируют синие и сине-зеленые тона, их «поддерживают» коричневый и фиолетовый. Большую роль в колористической системе художника играет так называемый «протекающий» цвет, т. е. один и тот же цвет, проступающий в живописи неба и воды, деревьев и почвы. Благодаря этому полотно обретает внутреннее единство, целостность.

Сводя пеструю красочность окружающего мира к строго определенным колористическим сочетаниям, обобщая и геометризируя предметные формы, Сезанн отбрасывает все лишнее, случайное, преходящее. Непритязательный мотив с банальной дачной виллой приобретает у него особую одухотворенность. Архитектонично построенный, суровый по цвету пейзаж «Берег Марны» молчаливой торжественностью заставляет вспомнить классические ландшафты Пуссена, чье высоко этическое творчество служило для Сезанна образцом. Картина поступила в Эрмитаж в 1930 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.

Казалось бы – изображен явно летний день, по небу бегут облака, отражаются в глади реки, но преобладают оттенки синего и зеленого, охлаждающие, делающие неподвижность совершенной, наводящие на мысли о зиме, о болоте, о чем-то неприятном. Превращающие мир на картине в произведение искусства, созданное для того, чтобы любоваться. В него не хочется шагнуть – но он и создан не для этого.