Картина Сальвадора Дали Незримый человек - Сальвадор Дали
Картина Сальвадора Дали Незримый человек

Картина Сальвадора Дали Незримый человек

Картина «Незримый человек», также известная под названиями «Невидимка», или «Человек-Невидимка», была написана Сальвадором Дали в 1929-33 г.г. Сама длительность работы на «Незримым человеком» — а Дали, пусть и с большими перерывами, работал над картиной без малого три года — показывает, насколько тяжело далась ему эта картина.

Это не случайно: «Незримый человек» — первая из картин Сальвадора Дали, сюжет которой целиком построен на использовании «двойного образа» — приёма, который сделает основным в «параноико-критический» период творчества Дали.

Когда мы любуемся изумительными двойными образами, созданными Сальвадором Дали в таких картинах, как «Испания», «Великий параноик», «Лебеди, отражающиеся в слонах, «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера», нас поражает не только мастерство художника, но и та легкость, с какой его восприятие способно было продуцировать эти и подобные им «картинки-перевертыши» — однако на деле «лёгкостью» здесь и не пахнет.

Для того, чтобы овладеть этим приемом, Дали понадобились годы и годы напряженного труда, и тот факт, что первый его двойной образ — «Незримый человек» создавался на протяжении целых трех лет, служит тому убедительным доказательством.

Поэ той причине картина «Незримый человек» интересна и еще одним обстоятельством: она вобрала в себя множество навязчивых образов-символов Дали, появлявшихся в его работах за эти три года.

Здесь и классический лев внизу на переднем плане — символизировавший, напомним, в зависимости от обстоятельств, и страх Дали перед первым соитием с Галой, и, когда это соитие все-таки состоялось, безудежрную и всепожирающую страсть, которая была свойственна первым годам их совместной жизни.

Следует также упомянуть традиционную (особенно для картин 29-30 г.г) группу справа, включающую и Сальвадора, и Галу, и его отца, и сестру Анну-Марию — когда картина «Незримый человек» была начата, Дали как раз находился в мучительном и неизбежном процессе разрыва с семьей, категорически не принявшей Галу…

Еще один харатерный образ — голова Галы в форме кувшина (кувшин, по Фрейду — символ женской сексуальности). Голова-кувшин помещена пьедестал бесконечного обожания, которое испытвал к будущей жене молодой Дали, а вот крупный рубин, расположенный в верхней части груди «Невидимки» — один из вариантов завуалированного автопортрета, который нередко будет встречаться в работах Дали вплоть до середины 30-хх.

А образ за кувшином-Галой позаимствован Дали из другой своей картины: «Невидимые спящие женщина, лошадь, лев» (1930), которую тоже следует рассматривать как одно из первых упражнений Дали в создании двойных образов.

Интересны также две женщины у бокового фасада здания, животы которых расцветают розами. Эта деталь была добавлена в картину «Незримый человек» весной 1930-го, во время отдыха Дали и Галы в рыбацком поселке Торремолинос на юге Испании.

Некоторые критики склонны оценить эту картины как признак шизофрении автора, другие в ней видят непонятный для них эксперимент, а третьи, исходя из философии модерна, считают, что работа их толкает к раздумьям вокруг собственного бытия.

В принципе художественный прием показа метаморфозы, примененный в картине, автором применяется очень часто. Здесь же наряду со смыслом, скрытыми являются также контуры предметов и фигур.

Построение этого произведения Дали основывается на «трех китах»: активное воздействие света; сложность и плотность всех планов; взаимодействие планов картины, ее эпизодов, фигур и образов. При этом указанное взаимодействие по своему характеру является прихотливым. Благодаря удачному взаимодействию планов картины, сразу же ощущается безграничная глубина пространства.

В картине обращают на себя внимание длинные тени, применение которых было воспринято как новая задумка Дали.

Просматривается лицо человека, которое конечно же не простое. На нем символы сильного человеческого разума из далеких цивилизаций. Но наряду с лицом человека для нас открываются и его фантазии, которые как бы находятся в свободном полете.

Остальные фигуры картины «Незримый человек» в принципе не подлежат однозначной трактовке. Скорее всего, они являются фантазией на тему личной жизни художника. На переднем плане (в нижнем левом углу) Дали изобразил чудовище, которое не являясь главной фигурой, в то же время в определенной степени существует везде.

Все же, какими бы оригинальными решениями эта картина не отличалась, это все же произведение Дали, и как всегда причудливые и капризные формы и элементы дополняют и выделяют основной образ. Для нашего случая это образ «Незримого человека».