Одной из известных работ периода сюрреализма Пабло Пикассо, является портрет «Спящая девушка» 1935 года. На картине изображена Мария Тереза Вальтер – натурщица, муза и любовница знаменитого испанского художника.
Пикассо встретил Марию, когда ей была 17 лет, в то время уже состоял в браке с русской балериной Ольгой Хохловой, а их сыну было 5 лет. Брак художника, а также несовершеннолетие Марии, были основными причинами, из-за которых художник долгое время скрывал свой роман. Но скрывать свой роман в своем творчестве Пикассо не удалось, ведь то, с какой нежностью и любовью изображалась на картинах Мария, не могло остаться незамеченным. Эта женщина серьезно повлияла на творчество испанского гения.
«Спящая девушка» Пабло Пикассо – это картина, что относится к целому циклу работ с изображением юной любовницы художника, глядя на данную работу художника, чувствуется теплота и нежность женского сна или полудрема. Данные эмоции на столько четко переданы, что иногда зрители в страхе разбудить прекрасную Марию, даже говорят шепотом. Идея сонной, мечтательно и любящей женщины, еще много раз повторяется в работах Пикассо.
Мария также часто позировала обнаженной и судя по данным картинам, она скорее была объектом вожделения, страсти художника, но никак не равноправной любви.
После рождения у Марии дочери Майи, жене художника стало известно об его изменах и она сразу забрала сына и уехала. Позже у Пикассо появилась еще одна любовница Дора Маар, однажды, любовницы столкнулись в его мастерской, и между ними даже возникла драка, этот момент он назвал одним из самых ярких воспоминаний в своей жизни. Мария Тереза Вальтер до последних дней Пикассо поддерживала с ним отношения и мечтала выйти за него замуж, но этого так и не случилось. Через 4 года после смерти художника, она повесилась в своем гараже.
В 2011 картина «Спящая девушка» ушла с молотка аукциона Кристис за космические 21.9 млн. долларов, покупатель мирового шедевра пожелал остаться неизвестным.
Лирические портреты Пикассо первой половины 1930-х годов, на которых изображена Мария-Тереза Вальтер, считаются одной из вершин творчества художника и одновременно большим вкладом в современное искусство. Подписанная 3-м февраля 1935 года, картина «Спящая девушка» демонстрирует нам одно из самых интимных и лирических увлечений мастера — изображение спящей возлюбленной. Очень крупный план, чувственные плавные линии, яркие праздничные краски — Пикассо как будто открывает нам что-то совершенно личное. В технике отчетливо прослеживается влияние сюрреализма, которым художник увлекся после разрыва отношений с Ольгой Хохловой. Он разошелся не только с русской балериной — он полностью отбросил статичный буржуазный образ жизни и неоклассический период в собственном творчестве, чтобы вернуться к бурным переживаниям молодости в жизни и в искусстве.
Пикассо познакомился с Марией-Терезой, в 1927 году, когда ей было 17, а ему — 46. «Я была невинной простачкой. Я ничего не знала — ни жизни, ни Пикассо, ничего. Я собралась по магазинам в Галерее Лафайет и Пикассо увидел меня, когда я выходила из метро. Он просто схватил меня за руку и сказал: «Я Пикассо! Вместе мы будем делать великие дела!» … Я жила вместе со своей семьей, и мне приходилось лгать им все больше и больше. Я говорила, что пошла в гости к подруге, а сама шла к Пикассо»