Анализ картины Пабло Пикассо Плачущая женщина - Пабло Пикассо
Анализ картины Пабло Пикассо Плачущая женщина

Анализ картины Пабло Пикассо Плачущая женщина

Удивительно красивая манера писать полотна всегда восторгала публику. А уж Пикассо прожил достаточно большую жизнь, чтобы удивлять и поражать своими работами не одно поколение европейцев. Конечно, он не столь экстравагантен как Дали, но он тоже был со своими причудами и его портреты уж никак не назовёшь точной копией изображаемой женщины.

Но вот что интересно, как он смог применяя столь активные краски, столь яркие и броские, как он смог сопереживать этой женщине. Как-то сразу проникаешь в её горе, начинаешь думать, что же с ней произошло, что случилось с ней такого, что довело её до слёз отчаяния. Именно отчаяния, потому что в той чёрно-серой половинке полотна платок сжат губами и чувствуется что слёзы горькие. А такие слёзы только от горя или от отчаяния. Но что же случилось? Несчастная любовь? Потеря близкого? Потеря какой-то вещи? Кто знает? Может что-то и из этого списка, а может и вовсе всё вместе сразу.

Картина Пабло Пикассо «Плачущая женщина» (1937) должна рассматриваться как тематическое продолжение страшной трагедии, изображенной художником в эпическом, монументальных размеров полотне «Герника», написанном Пикассо по заказу Испанской Республики для Всемирной выставки 1937 г. в Париже.

Сосредоточившись на образе плачущей женщины, художник больше не изображал напрямую жестокие и разрушительные последствия гражданской войны в Испании, а скорее обратился к универсальному образу боли и страдания — хотя, как не раз подчеркивалось, и «Гернику» следует воспринимать не как сюжетную картину, но как аллегорию ужасов войны в целом.

Сам Пикассо настаивал именно на таком восприятии картины зрителем: в искажённом страданием лице плачущей женщины мы должны видеть прежде всего реакцию художника на бомбардировку силами Люфтваффе баскского городка под названием Герника, в результате которой погибло большое количество мирного населения (26 апреля 1937), а Герника в результате бомбардировки и возникшего по ее причине пожара была практически уничтожена.

«Плачущая женщина» Пабло Пикассо, (1937 год) может считаться завершением целой серии картин, гравюр и рисунков, которые Пикассо сделал в знак протеста. У художника были очень личные испанские мотивы — и не только Герника.

В мае 1937 года мать Пикассо написала ему из Барселоны, что от дыма горящего города во время боев у нее слезятся глаза. Родители художника, жившие до конца дней в Барселоне, стали свидетелями и, можно сказать, непосредственными участниками всех ужасов, через которые пришлось пройти жителям каталонской столицы в годы Гражданской войны.

В июле 1936-го в республиканской Барселоне запылали храмы — всего было полностью или частично уничтожено огнем до 80 церквей города. Служителям церкви — тем, кто не успел убежать из города приходилось скрываться на квартирах у верных прихожан, а если все же их обнаруживали — расстреливали вместе с ними расстреливали и тех, кто их укрывал, рискуя собственной жизнью.

С 1937-го Барселону начали бомбить с воздуха — и Старому городу, где проживали родители Пикассо, досталось более всего. А после поражения Республики красный барселонский террор сменился террором диктатора Франко. Да, цвета изменились, но суть осталась прежней — людей томили в тюрьмах либо расстреливали.

За основу изображения Пикассо взял известный иконографической образ: Богоматерь Скорбящую, которых, согласно барочной традиции, часто изображали со стклянными слезами на щеках — визуально такими же твердыми, как и слезы, изображенные в «Плачущей женщине». Подобные мрачные и очень впечатляющие произведения религиозного творчества Пикассо мог видеть в барселонской церкви Ла-Мерсе, расположенной совсем рядом с домом, где проживала семья художника.

Такой же образ для «личного пользования» (то есть для своего дома) выполнил в свое время отец Пабло — профессиональный художник, так что далеко за вдохновением ходить было не нужно.

Моделью для картины, да и вообще для всей серии, стала, разумеется, Дора Маар, которая подвизалась в роли профессионального фотографа с сюрреалистическим уклоном на момент знакомства с Пикассо в конце 1935, когда Пикассо встретил ее в конце 1935-го. Пикассо был очарован Дорой мгновенно, и вплоть до 1944-го она оставалась его «ведущей любовницей».

Дора Маар, напомним, была единственной, кому доверено было поэтапно запечатлевать процесс создания знаменитой «Герники» в 1937 году.

За время их отношений, продлившихся до 1944-го, Пикассо рисовал Дору в нескольких обличьях: в реалистичных, в мягких, однако в большинстве своем — в страдающих или «грозных». Вот что сказал сам Пикассо по данному поводу:

Для меня Дора всегда оставалась «плачущей женщиной». В течение многих лет я рисовал ее в искаженно-страдающих формах — не из соображений садизма или извращенного удовольствия, но повинуясь сильнейшему внутреннему ощущению, от которого невозможно было избавиться.

Загадочный мир женщины и особенно её логики до сих пор никто не смог расшифровать. Но глядя на это полотно, понимаешь, что случилось нечто страшное и неразумное. И повторюсь, всё это в цвету, всё это жизненно. Просто может мы, не всегда обращаем внимание на то, как люди плачут. Пикассо на это своё внимание обратил и как итог это полотно и ещё ряд с таким же названием. Между прочим, это полотно называется «Плачущая женщина, №12». Вариантов много и в каждом вроде та же поза. Вроде то же самое, но всё-таки есть что-то своё присуще именно только этой в данном случае изображённой женщине. Но неизменно, так же, как и на этом полотне, отдельно изображается эта чёрно-серая гримаса горя, которое сильно искажает итак непритязательное лицо.

Чтобы хоть как – то примазаться к славе Пикассо многие женщины говорили, что именно они позировали Пабло для этих полотен. Проверить это трудно, лица женщин на полотнах сильно искажено, но и поверить не хотелось бы, потому что почти все женщины, заявившие об этом, были весьма пенсионного возраста.