Картина Николы Пуссена Аркадские пастухи - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Картина Николы Пуссена Аркадские пастухи

Картина Николы Пуссена Аркадские пастухи

В Лувре собраны лучшие художественные произведения, радующие посетителей непревзойденным мастерством. Картина Никола Пуссена «Аркадские пастухи» в течение 20 лет была закрыта от посторонних глаз и только после приобретения музеем (1685 г.) стала его украшением.

Написанное маслом полотно привлекает внимание идиллическим пейзажем, яркими красками, компактной композицией и философской глубиной. В безмятежной стране Аркадии, которая ассоциировалась с Раем, группа людей неожиданно находит надгробие. Около неординарной находки разворачивается действие.

Первый взгляд падает на женщину. Ее статность, красота, безмятежность символизируют спокойную жизнь и гармонию. Характерная одежда ниспадает красивыми складками, отливаясь золотистым цветом на фоне ясного голубого неба. Трое мужчин – олицетворяют три стадии жизни человека: молодость, зрелость и старость.

Именно последнего, мужчину в годах, больше всех заинтересовала надпись на камне. Пастух проводит по ней пальцем, пытаясь понять смысл написанного: «И я в Аркадии». Надпись двойственна по смыслу. «Я» – смерть, которая неминуема или речь об усопшем, нашедшем покой в безмятежной стране?

Картина «Аркадские пастухи» считается самой загадочной из работ Никола Пуссена. Тривиальный на первый взгляд сюжет раскрывается, когда мы узнаем предысторию изображенных событий.

Художник писал этот полотно дважды, причем с разницей в 20 лет. И именно более поздняя версия картины принесла ему известность.

В центре холста мы видим фигуры трех пастухов. Они склонились у надгробия, пытаясь прочитать надпись на нем. Рядом стоит девушка, чья цель нахождения на картине не совсем ясна. Приглядевшись, мы понимаем, что на плите написана фраза: «Et in Arcadia Ego», что в переводе с латыни означает: «И я был в Аркадии».

Аркадия – реальное место в Центральной Греции, где, судя по всему, и был написан холст. Греческие хитоны, сандалии и венки на персонажах также свидетельствуют об их местонахождении. В античные времена жители Аркадии в основном занимались скотоводством и жили в полной гармонии с природой, отсюда и взялся образ Аркадии, как какого-то идеального места. Природа, которую рисует нам художник, будто не тронута человеком. Скалистая местность с многолетними деревьями.

В чем же смысл надписи на надгробной плите? Умерший, посредством эпитафии как бы обращается к живым, говоря, что жизнь скоротечна, все мы бренны на этой земле, и даже здесь, в Аркадии люди умирают.

Считается, что девушка на картине является здесь аллегорией мудрости, что весьма характерно для классицизма. В первом варианте картины она выглядела иначе. Юная с босыми ногами и оголенной грудью. 20 лет спустя художник изобразил ее уже статной дамой, слишком белокожей, чтобы быть пастушкой. Ее поза говорит о том, что она старше и опытнее. Положив руку на плечо одного из пастухов, она будто поддерживает его, говоря, что это неизбежно.

Все на холсте подчинено строгим канонам классицизма. Традиционное сочетание красного, синего и желтого, идеальный пейзаж и стройные фигуры пастухов, выстроенные практически в ряд, чтобы зритель мог рассмотреть каждого.

Интересно, что ни у одного античного автора вы не найдете писания об Аркадии.

Где же почерпнул этот сюжет Никола Пуссен мы уже вряд ли узнаем, но можем насладиться его творением в Лувре, г. Париж.

Пастухи в недоумении, самый молодой из них с непониманием и удивлением смотрит на женщину, сомневаясь, что и он станет прахом. Рука женщины лежит у него на плече, словно успокаивает, хотя взгляд ее обращен на читающего. Привлекает внимание тень, которую отбрасывает его рука. Она похожа на стилизованное изображение смерти, незримо витающую на земле.

Итак, перед нами жизненный цикл, начало которому положено женщиной, а конец – неминуемой смертью. Между двумя событиями проходит жизнь, полная надежд, внутренней силы, ярких красок. Не случайно молодой пастух в красной накидке. Постепенно огонь юности сменяется размеренной зрелостью и более сдержанными цветами. Поистине, водоворот жизни.