Никола Пуссен своей работой демонстрирует нам последние минуты Германика – римского полководца и будущего императора. Будучи сыном Тиберия, он имел высокое влияние, а также все возможности, чтобы в скором времени сменить своего отца. Однако неожиданно для всех его скашивает болезнь.
На главном фоне картины Николы Пуссена Смерть Германика мы видим измученного, бледного мужчину, который находится на последних минутах своей жизни. Тем не менее, зная о своей скорой кончине, его взгляд не выражает равнодушие, которое присуще в его положении. Нет. Он будто уставший и раздраженный отводит свою голову от надоевшей толпы, которая его окружила. Можно только догадываться, что говорят ему они нет. Но ясно одно – ему нет до этого никакого дела.
Никола Пуссен в своей прекрасной манере изображения контрастов, показал нам умирающего человека, лежащего на роскошной постели в богатом дворце. Он измучен. Его жизнь вот- вот прервется. Вокруг него бушующая толпа. Художник настолько реалистично изобразил движущиеся фигуры с одной стороны постели умирающего, что кажется, мы слышим шум, галдеж и бряцание оружия. Здесь и римская знать, и военачальники, и солдаты, охраняющие Германика. Здесь то, к чему он стремился, чем хотел управлять. Но теперь до всего этого ему нет дела. Они надоели ему, он раздражен, он их не хочет слушать, все пустое…
С другой стороны его постели скорбят его родные. Рыдает женщина, горюют дети. Германик слабым жестом пытается на что-то указать толпе, возможно, просит позаботиться о своей семье?
А может быть он хочет в свои последние мгновения побыть немного с ними, без свидетелей? Но слышит ли его толпа? Понимает ли? Похоже, что толпа вошла в раж и не особенно внимательна к желаниям больного – кто-то улыбается, жестикулирует, кто-то кричит. Фигура с венком на голове, скорее всего это император, поднял к верху палец. Он видимо произносит пафосную речь. И не использует ли он удачно эту ситуацию, чтобы с ее помощью как-то возвыситься? Лишь несколько фигур воинов, по-видимому, это преданные слуги, прикрыли ладонями лица. На заднем далеком фоне скорбно и молча они провожают в последний путь Германика-своего хозяина. Один воин как будто бы желает защитить от толпы своего хозяина, но тщетно, силы не равны. Толпа не уйдет, пока Германик не умрет.
Судя по выставленному указательному пальцу, Германик будто что-то показывает своим провожающим. Может это просьба, касающаяся его близких, которые сидят справа от него. А может и требование покинуть помещение. Второй вариант был бы неудивителен, глядя на выражение лиц присутствующих.
А присутствующие, в свою очередь, имеет разные намерения. Одни будто улыбаются и что-то весело говорят Германику. Что отображает либо радость его кончины, либо подбадривание боевыми товарищами. Один из гостей повернут к нам спиной, но по его жесту – нацеленному верх указательному пальцу, видно, что он делает какое-то заявление. Это может быть обещание наказать виновных, а может и быть требование. Лишь только обратив внимание, что на его голову одет венок, становится понятно, что перед кроватью стоит римский император.
Лишь некоторые из воинов закрывают лица руками. Наверняка это преданные слуги своего хозяина. Они отдалились на задний фон и, молча, провожают своего хозяина. Один из преданных воинов держит Германика за плечо. Видно, как он озлоблено смотрит в сторону шумящей толпы, но на него никто не обращает внимания.