Анализ картины Николы Пуссена Парнас - Работы Итальянских, Французских, Испанских Художников
Анализ картины Николы Пуссена Парнас

Анализ картины Николы Пуссена Парнас

Яркая и живая картина «Парнас» изображает богов, поэтов, нимф и других героев греческой мифологии и истории. Это очень характерная работа Пуссена, которая сочетает в себе все особенности его художественного стиля. Сюжет полотна перенят у фрески кисти Рафаэля, украшающей Сикстинскую капеллу.

Парнас  Николы Пуссена– это знаменитая гора в Греции, обиталище Аполлона. Здесь рождается вдохновение, музыка и поэзия. Мы видим, как прекрасный бог окружен музами и почитателями. У некоторых в руках музыкальные инструменты, книги и лавровые венки – символ победы, славы и успеха.

Таким венком Аполлон награждает Гомера, в образе которого запечатлен знаменитый представитель поэзии барокко и близкий друга художника – господин Марино. Обнаженная фигура в центре картины – это Касталия, нимфа, которая по легенде обратилась в ручей, чтобы избавиться от настойчивого внимания Аполлона.

На полотне в облике увенчанного лаврами античного поэта Гомера изображен Джамбаттиста Марино, покровитель Пуссена (1594-1665). Герой с книгой в руке стоит на коленях перед Аполлоном, представляя ему свои сочинения и благодарно принимая предложенную чашу. По кругу их обступают нимфы и поэты, ведь гора Парнас в греческой мифологии — место, где живут вдохновение и искусство. Многие персонажи держат в руках различные музыкальные инструменты и театральные маски. В центре картины возлежит обнаженная нимфа Касталия, которая, по легенде, превратилась в ручей, чтобы избежать преследований Аполлона. У источника сидят два амура и протягивают присутствующим чаши с кастапийской водой, дарующей талантливым людям вдохновение. Интонацию веселья вносят в работу изображения порхающих ангелочков, держащих в руках лавровые венки.

Композиция этого многофигурного полотна позаимствована художником из фрески Рафаэля «Парнас» которую прославленный итальянец создал для Сикстинской капеллы. Пуссен почти точно скопировал и расстановку фигур, и строгие вертикали деревьев, и даже цветовые соотношения. Круговая композиция и идеально проработанные складки на тогах поэтов свидетельствуют о присутствии в живописи мастера традиций итальянского возрождения. Красочная насыщенность произведения говорит о влиянии на Пуссена творчества Тициана.

В нижней части полотна изображены купидоны, подающие чащи с кастальской водой. Она призвана дарить вдохновение деятелям искусства.

Картина создает приподнятое настроение, наводит на возвышенные мысли. Все благодаря запечатленной атмосфере благополучия и добродетели, взаимоуважения и любви к творчеству. Большое количество действующих лиц, обилие красок и деталей позволяет с интересом рассматривать картину снова и снова.

Пуссен использует контрастное сочетание теплых и холодных тонов, а техника написания ткани и одежд и расположение героев по кругу указывает на использование традиций живописи итальянского возрождения. Художник вдохновлялся талантом Тициана и вышеупомянутого Рафаэля.

Работа представляет собой прекрасную оду древнегреческой эпохе, главной основой которой всегда было возвышение человека, его интеллекта, высокой морали и красоты.