Картина Казимира Малевича На жатву (Марфа и Ванька) - Казимир Малевич
Картина Казимира Малевича На жатву (Марфа и Ванька)

Картина Казимира Малевича На жатву (Марфа и Ванька)

В творчестве советского художника-авангардиста Казимира Малевича человеческие персонажи – не очень частые гости. Но когда автор все таки брался за изображение людей, как правило, они создавались из своеобразных выгнутых супрематических плоскостей. Это характерная черта художественного направления супрематизм, основателем которого и являлся Малевич.

Прежде, чем написать данное произведение, автор создает полотно «Ванька». Мальчик на картине «На жатву» – точная копия «Ваньки», он изображен спиной, голова втянута в плечи. Несмотря на примитивность форм, художнику удалось передать движение – мы отчетливо понимаем, что мальчик идет вперед, удаляясь от нас. Женская фигура (Марфа) – исполнена в той же манере, что и мальчик, лишь на голову надет платок, а в руках появились узелок и ведро.

На заднем плане изображены люди, занятые уборкой сена. В отличие от монохроматических центральных персонажей, второстепенные герои окрашены яркими красками.

Картина относится ко второму крестьянскому циклу Малевича. Интересно, что в первом крестьянском цикле существовала работа «В поле», которая позже была утеряна. Сохранился лишь эскиз работы, но в сравнении ясно видны различия двух периодов творчества автора – досупрематического и постсупрематического. В изначальных картинах Малевича горизонта не существовало как такого, позднее он ясно обозначен. Также в более поздних работах пространство обретает направленность и перспективу благодаря четкому делению на сектора, как правило, цветные.

В автобиографии художник писал, что его всегда увлекала тема крестьянского труда. Так или иначе, но эти работы, весьма необычные для среднестатистического зрителя, наряду с «Черным квадратом» обессмертили творчество Казимира Малевича.

Картина «Ванька» Казимира Севериновича Малевича является частью второго крестьянского цикла художника. Также у этого произведения есть название «На жатву».

Зритель видит мальчика, который изображен в движении, он идет вперед и удаляется. Его голова втянута в плечи, а примитивные формы и простота изображения помогают передать движение.

В центре внимания также находится женская фигура, известная как Марфа, которая также выполнена в простых формах, с платком на голове и с ведром и узелком в руках. Более яркие и насыщенные цвета используются для изображения фоновых персонажей, которые занимаются уборкой сена на заднем плане.

Эта картина представляет собой интересное сравнение с первым крестьянским циклом Малевича, особенно с произведением, утраченным временем, но известным как «В поле».

Отличие между этими двумя периодами творчества художника ясно видно: в более поздних работах Малевич использовал четко обозначенный горизонт и разделил пространство на сектора, которые были окрашены в определенные цвета.

В автобиографии художник отмечал свою постоянную заинтересованность в теме сельскохозяйственного труда. Картины из второго крестьянского цикла, включая «Ваньку», вместе с его знаменитым «Черным квадратом», в которых трансформировалось идеологическое и эстетическое выражение, стали памятником творчества Казимира Малевича и запечатлели его место в истории искусства.