Картина Федора Рокотова Портрет неизвестного в треуголке - Федор Рокотов
Картина Федора Рокотова Портрет неизвестного в треуголке

Картина Федора Рокотова Портрет неизвестного в треуголке

Одна из самых загадочных картин века. Многие специалисты и критику ведут долгие дискуссии по поводу личности, изображенной на холсте. Одни склоняются к тому, что это молодой граф Бобринский, известный своими деяниями не только в военных походах, но и политических реформациях. Сын Екатерины II и её любовник граф Г. Г. Орлова, знаменитый полководец.

Другие специалисты, проведя ряд аналитических работ и рассмотрев через рентгенограмму холст, пришли к выводу, что изначально на полотне была изображена юная девушка. Чуть более поздний период, поверх неё положили другой портрет, но оставив лицо не тронутым. Костюм стал мужским как на маскараде. Возможно, заказчица решила таким образом обновить портрет, сохранив основную часть. По одной из теории, это первая жена Н. Е. Струйского – О. С. Балбескова.

Эта картина уже давно интригует искусствоведов и просто ценителей живописи. Считается, что на портрете изображен молодой человек, предположительно, граф Бобринский, сын российской императрицы Екатерины II от морганатического брака с ее многолетним фаворитом Григорием Орловым. Но у молодого мужчины очень свежее женственное лицо, что дало основание заподозрить, что на картине изображена юная женщина, переодетая в мужское платье. В те времена процветали балы-маскарады с переодеванием, так что такая версия не лишена основания и правдоподобности.

Неожиданно это предположение было подтверждено результатами высокотехнологичного рентгенографического исследования. Под верхним слоем краски было обнаружено изображение молодой женщины, которое было тщательно записано, кроме лица. То есть можно с полной уверенностью утверждать, что портрет неизвестного в треуголке — на деле изображение неизвестной дамы в мужском костюме. Есть предположения, что это первая жена Н. Струйского.

Колорит картины очень сдержанный и темный, построенный на сочетании множества оттенков коричневого и черного цвета. Благодаря этой цветовой гамме румяное и свежее лицо персонажа буквально сияет жизнью и молодостью. При всей монохромности цветовой гаммы полотно не выглядит мрачным — изображенная дама нежно улыбается, а мельчайшие детали одежды и украшения треугольной шляпы выписаны с поражающим мастерством.

Цена эта картина тем, что относится к позднему периоду творчества художника. Для ценителя прекрасного это большая утрата, так как последние годы жизни стали пиком его творчества и развития. Применение совершенно новых выразительных приемов, на которые раньше мастер не решался, придает особое изящество и красоту. Способ нанесения мазков становится более концентрированным и плотным. Выделяется четкий контур, делающий формы выразительнее и четче. Резкие переходы оттенков в сочетании с гармонией придают холсту неповторимую привлекательность.

Самая популярная версия – княжна Голицына, с которой Пушкин взял образ старухи из работы «Пиковая Дама». На зрителя смотрит уверенная в себе женщина. Поза выдает натуру своевольную и себялюбивую. Поджатые губы будто показывают надменность и гордость, проницательные глаза ищут какой-то подвох в человеке. Еще при жизни, прототип отличался сильным характером и властной натурой, остроумие и умение выделить главное сделали барышней фавориткой дворца.