Портрет самой известной из российских императриц, Екатерины II, был написан живописцем-адъюнктом Федором Рокотовым в 1763 году, когда проводились коронационные торжества по поводу вступления государыни на российский престол.
Несмотря на свой относительно молодой возраст, Рокотов к тому времени был уже довольно известным художником, и высочайший заказ стал Еще одним свидетельством признания его таланта. Для написания портрета императрица позировала Рокотову в Петергофе.
Рокотов создал парадный портрет «правосудной монархини», под скипетром которой должна благоденствовать Россия. Композиция полотна строится на сопоставлении строгого, подчеркнуто «геральдического» профиля лица и фигуры. Фигура дана в повороте в три четверти, жест обращен не к зрителю, а к невидимому собеседнику. Благодаря этому художественному приему у зрителя создается ощущение вневременности, а также большей строгости и торжественности.
Идее репрезентативности способствует и колористическое решение, построенное на взаимодействии полярных тонов. Контраст создают холодный серебристо-сиреневый тон платья с густым малиновым цветом обивки трона и зеленым драпировки. Умело сопоставив большие красочные поверхности,
Рокотов добился блестящего декоративного эффекта, важного при созерцании портрета издалека.
В основу портрета положен погрудный этюд, написанный Рокотовым с оригинала П. Ротари. Оригинал не сохранился, но известен по гравюре Е. П. Чемесова. Композиция парадного полотна сочинена самим Рокотовым, помогали ему писать портрет художники его мастерской.
Произведение ранее хранилось в собрании графини Е.А. Воронцовой-Дашковой в имении Андреевское Владимирской губернии. Заказчицей его была Е.Р. Дашкова, сподвижница Екатерины II. Аналогичное изображение в зеленом платье (1763, Павловск) происходит из Гатчины и было заказано Г. Орловым, фаворитом Екатерины II.
Портрет Федора Рокотова Портрет Екатерины II был признан официальным изображением императрицы. В 1766 году по заказу Коллегии иностранных дел Рокотов с помощью учеников мастерской написал шесть повторений. Они были разосланы в российские посольства за границей.
Для Рокотова, ученика придворного елизаветинского живописца Пьетро Ротари, характерны старательность и умение вникнуть в натуру. Композиция полотна строится вокруг профильного поворота фигуры, сидящей в кресле. На парадных портретах подобный прием встречается не слишком часто.
Отчасти причина необычности портрета – в необычности самой императрицы, в формировании новых идеалов. В начале правления она увлекалась новейшими философскими идеями, активно переписывалась с французскими просветителями-энциклопедистами – Дидро, Вольтером и рядом других. Императрица жестом обращается к собеседнику, невидимому для зрителя картины.
В остальном композиция достаточно традиционна. На картине присутствуют все императорские регалии, обычный для парадных портретов. Торжественности портрету придает стандартный парадный фон – колонна и драпировки. И, конечно, сама императрица, с идеальной осанкой, вырабатываемой годами, и отточенным профилем. Портрет одновременно динамичный, живой и величественный.
Сама императрица считала портрет, написанный Федором Рокотовым, одним из удачнейших своих изображений. За последующие десятилетия картина неоднократно копировалась, как самим автором, так и многочисленными подражателями, последователями. Существуют как точные копии и повторения портрета, так и содержащие незначительные изменения в аксессуарах.
Статью прочитали 65