Анализ картины Андрея Матвеева Автопортрет с женой - Русские художники
Анализ картины Андрея Матвеева Автопортрет с женой

Анализ картины Андрея Матвеева Автопортрет с женой

Это полотно Андрея Матвеева Автопортрет с женой – первое в русской живописи, которое показывает возвышенные чувства автора. До этой картины тема любви между представителями разных полов не освещалась так явно. Художник замечательно описывает свои чувства к возлюбленной, гордится своей возможностью выразить это в искусстве. Картина – символ доброго, вечного и прекрасного.

Картина написана в 1729 году – в год свадьбы Андрея Матвеева и Ирины Антроповой. В картину вложена вся чистота и открытость чувств. Эта картина – первый автопортрет в русской живописи, к тому же на ней изображена не просто пара, а влюбленные.

Автор акцентирует внимание на простой русской девушке, ставшей его спутницей жизни. Супруги изображены выше пояса. Фон картины – небо, покрытое облаками. Создается ощущение, что пара гуляет и на миг остановилась, увидев знакомого. И в роли знакомого выступает зритель. Супруги, хоть и не являются изначально выходцами «высшего света», но сами добились высокого положения благодаря таланту. При этом смогли сохранить свое достоинство, в них не чувствуется высокомерия и чопорности. Одеты они по моде тех времен, хоть и не изысканно. Кажется, будто одежду сделал сам автор. Художник полон сил и энергии, как и многие молодые люди того времени. У него много планов и идей, незаурядный ум.

Оба супруга показаны выше пояса. Фоном для них служит небо, закрытое облаками. Эта пара словно прогуливается, но на миг замерла, как бы приветствуя случайного знакомого, коим выступает зритель. Пусть оба они и вышли из низких слоев, но в них нет той чопорности и, в особенности, высокомерия, что присуще другим представителям знати. Лица двух молодых людей источают достоинство, свойственное тем, кто выбился «наверх» благодаря собственным талантам. Их одежда, хоть и отвечает существовавшей моде того времени, не блещет особым изыском. Она проста и красива, словно была создана руками самого мастера.

Жена художника может пленить зрителя свежестью лица с нежным румянцем на щеках и молодостью кожи. Ее муж, напротив, источает энергичность и смелость, присущие представителям его поколения, а также непревзойденный ум.

Матвеев как будто осторожно одной рукой обнимает супругу за плечо. Он не давит на нее, о чем свидетельствует отставленный назад мизинец, но управляет ходом их движения. Второй же рукой художник нежно касается ладони жены, также аккуратно указывая ей направление. Девушка не сопротивляется воли мужа, в то же самое время подтверждает свои чувства к нему, поместив свободную руку поближе к сердцу.

Жена его пышет свежестью и молодостью. Милое, простое лицо с легким румянцем и едва заметной улыбкой покоряет с первого взгляда. Видно, как художник нежно и ласково приобнимает свою жену. Можно отметить, что он одной рукой держит ее за плечо, другой – нежно придерживает кисть руки жены, как бы направляя её. Молодая женщина выражает свои чувства к мужу, держа руку подле сердца и повинуясь воле мужа.

Своим произведением Андрей Матвеев смог запечатлеть семейное счастье, радость и идиллию, которая присутствовала в их паре. Полотно вплоть до смерти художника располагалось в его покоях.